Археологи изучили оружие византийского периода, которое пока не смогли отнести к какому-либо известному типу.
Во время раскопок города Амория в западной части Малой Азии из земли подняли два необычных меча. Один из них сохранился достаточно хорошо, второй — значительно хуже, но представление о его первоначальной форме составить все же можно. Оружие исследовали специалисты под руководством Эррикоса Маниотиса (Errikos Maniotis) из Университета Аристотеля в Салониках (Греция). Результаты представлены в работе, опубликованной в Journal of Art History.
Аморий известен по археологическим свидетельствам с 133 года до нашей эры: судя по всему, тогда, после завоевания Фригии римлянами, там стали чеканить монеты. В письменных источниках город впервые упоминается во время правления Октавиана Августа, но серьезную роль в регионе стал играть уже во времена Византии. С одной стороны, он расположен на пересечении торговых путей, с другой — с середины VII века Аморий оказался на первой линии обороны от нападений арабов.
В 838 году после осады арабы взяли город, казнили многих солдат и жителей за отказ принять ислам, а также устроили пожар. Некоторое время на этом месте никто не жил, но в средневизантийский период на руинах возвели новый город под тем же названием. Чтобы не повторять прошлых ошибок, его выстроили как хорошую крепость, способную выдержать долгую осаду.
По понятным причинам археологи находят на раскопках Амория довольно много оружия и византийских типов, и арабских. Но два меча они выделяют из общей массы находок. Оба датируются X-XI веками (средневизантийский период). Первый меч, сильно проржавевший, обнаружили в атриуме (внутреннем дворе) церкви, второй — в нижней части города, за крепостной стеной.
Истинные размеры первой находки из-за ее плохого состояния определить сложно, а второй меч имеет рукоять длиной 14 сантиметров и обоюдоострый клинок длиной не менее 61 сантиметра. Несмотря на разную сохранность, ученые сделали вывод, что эти мечи похожи между собой и не похожи ни на какое другое оружие, характерное для Византии того времени.
На конце рукояти обоих образцов есть наконечник в форме кольца. В Византии были мечи с круглым навершием (в основном их делали на спатах), но навершие в форме кольца для этих мест нехарактерно — оно встречается на оружии в совсем других регионах. Есть подобные находки, относящиеся ко времени китайской династии Хань.
Возможно, от китайцев такую форму эфеса переняли гунны и скифы. В сарматских курганах тоже находят похожие образцы, но не ясно, от кого они переняли их. Сами же сарматы, скорее всего, принесли такие мечи римлянам, у которых иногда служили наемниками.
Но, кроме навершия, которое, как мы отметили, крайне нетипично для Византии, холодное оружие разделяют еще по типам гард или их отсутствию. На исследованных образцах — плавные, скругленные гарды, которые встречаются редко и обычно на церемониальном оружии. Причину этого чаще всего объясняют тем, что такая гарда плохо защищает руку мечника, не задерживая оружие противника. Правда, по мнению других оружиеведов, скругленная гарда, наоборот, полезна: она уводит клинок противника в сторону, а не задерживает, что удобно для не очень сильного бойца (удержать на гарде своего меча оружие человека, значительно превосходящего в физической силе, довольно сложно).
Сочетание кольцеобразного навершия и плавной гарды не дало исследователям возможность уверенно сказать, какая народность или группа наемников могла использовать такое оружие. Они предложили выделить новый тип: гибридные византийские мечи с кольцеобразным навершием. Учитывая, что их нашли рядом друг с другом в Аморие, возможно, «в городе существовала конкретная оружейная мастерская, которая производила этот определенный тип мечей», говорится в исследовании.
Впрочем, это может быть совпадением. К тому же выше мы отметили, что в средневизантийский период Аморий — это крепость первой линии обороны. Воевали там часто и с весьма непростым противником. Такие города обычно притягивают наемников, приносящих с собой необычные образцы вооружения.
Немного удивляет, что первый меч нашли в церкви, ведь в то время не принято было заходить в храм с оружием. Но можно предположить, как клинок оказался там. Из источников нам известны подобные примеры: иногда оружие погибшего относили в церковь в качестве вотивного подношения, в память о его хозяине.