В Сиде нашли синагогу VII века

Это первое материальное свидетельство того, что иудеи действительно жили в древнем городе.

В Сиде нашли синагогу VII века

Руины древней синагоги лежали под современными постройками / ©DHA

Археологи из Анатолийского университета в настоящий момент ведут раскопки античного города Сиде на юго-западе современной Турции. В XX веке город стал популярным курортом, и незаконное строительство скрыло и даже частично разрушило многие археологические памятники. С 2014 года ситуация изменилась, современные постройки сносят, и археологи могут работать на ранее не изученных участках.

В этом году они обнаружили под одним из домов руины синагоги. Среди прочего исследователи нашли табличку с изображением меноры — семирожкового светильника, одного из важнейших и древнейших символов иудаизма. В центре синагоги на одной из плиток пола высечена надпись на древней форме иврита и на греческом языке. Судя по ней, некто по имени Иосиф из Корекесиона (древнее название Алании, сейчас турецкого, а некогда — греческого города) пожертвовал деньги на реставрацию храма в память о своем сыне Даниэле, скончавшемся в возрасте двух с половиной лет.

Надо отметить, что это первое материальное подтверждение того, что иудеи (а не только евреи, принявшие христианство) на самом деле жили в Сиде. Ранее об этом было известно только из письменных источников.

Пол синагоги. Надпись о пожертвовании выполнена на круглой плитке / ©DHA
Пол синагоги. Надпись о пожертвовании выполнена на круглой плитке / ©DHA

Вообще история Сиде нам относительно известна, благодаря римскому историку и географу Страбону, примерно с VII века до нашей эры. Тогда там появились эолийские (греческие) колонисты. На новом месте они столкнулись с неким более древним народом, язык которого отличался от языков их соседей. Интересно, что постепенно греки в Сиде и сами перешли на этот язык, практически забыв греческий.

В VI веке до нашей эры Сиде уже был довольно крупным городом и вошел в состав Лидийского царства, а после падения последнего стал частью империи Ахеменидов. В 334 году до нашей эры город без боя сдался Александру Великому, чем серьезно укрепил свое экономическое положение — Александр сделал Сиде одним из центров чеканки монет. После смерти Александра город сначала достался Птолемеям, потом — Селевкидам. По условиям мира, заключенного в итоге поражения Селевкидов в Антиоховой войне, Сиде стал частью Пергамского царства.

В I веке до нашей эры город, как и весь регион Памфилии (одна из южных частей Малой Азии), захватили киликийские пираты. И вот здесь начинаются разночтения в источниках. Некоторые утверждают, что пираты подпортили репутацию Сиде, разрушили налаженные торговые связи и в целом привели население к экономическому упадку. Другие предполагают, что жители сами (как и в случае с Александром Великим) открыли ворота города перед пиратами. Последние сделали Сиде своей базой, что привело не к упадку, а напротив — экономическому процветанию.

Археологический памятник римского периода Сиде — акведук / ©wikipedia.org
Археологический памятник римского периода Сиде — акведук / ©wikipedia.org

Какая бы из этих гипотез не была верной, в любом случае веселье и разгул пиратов закончились, когда Памфилия попала под власть Рима. Вообще Сиде довольно известен своими археологическими памятниками — но все они эллинистические или римские. Последних значительно больше, ведь римляне всегда очень серьезно обустраивали свои провинции: Витрувий в своем монументальном труде «Десять книг об архитектуре» весьма подробно излагает принципы строительства городских сооружений в Римской империи.

Долгое время в Сиде находилось место любой религии: язычникам, христианам, иудеям. Но примерно в IV веке нашей эры начинает доминировать христианство, что активно поощрялось правителями Византии. Датировка синагоги VII веком нашей эры в этом смысле очень интересна. Мало того, что иудеи Сиде продолжали придерживаться своей религии даже тогда, когда остались в преимущественно христианском городе.

Дело в том, что именно в VII веке начинаются регулярные набеги арабов на эту местность. Кроме нормального желания пограбить эти набеги подогревают конфликты на религиозной почве (мусульманство только начинает формироваться) — как с христианами, так и с иудеями. Можно предположить, что находку неверно датировали и на деле синагога имеет чуть больший возраст, но точно сказать об этом можно будет только после дополнительного исследования.


Источник