Мультиспектральное сканирование помогло американским медиевистам понять, каким способом пражский врач XVII века пытался прочитать загадочную рукопись.

В 2013 году сотрудники Библиотеки редких книг и манускриптов Бейнеке при Йельском университете (США) тестировали оборудование для мультиспектрального анализа древних рукописей.
Среди прочего, с помощью этой технологии изучили манускрипт Войнича — одну из самых таинственных рукописей Средневековья.
При мультиспектральной визуализации цифровое изображение создаётся с помощью ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Ультрафиолетовое излучение при работе со средневековыми рукописями может сделать выцветший или стертый текст читаемым, так как большинство средневековых чернил, включая те, которыми написан манускрипт Войнича, содержат значительный процент железа.

Когда чернила соскабливают или выцветают, молекулярная связь сохраняется, поэтому выцветший текст может флуоресцировать под ультрафиолетом. Благодаря этому можно не только прочитать высветленный или удалённый текст, но и установить, является ли рукопись палимпсестом и вносили ли в неё значительные исправления.
Историк и палеограф, руководитель Американской академии медиевистики Лиза Фейгин Дэвис. опубликовала в своем блоге Manuscript Road TripМножественносpekтральные снимки рукописи Войнича на десять страниц, созданные в 2014 году.
Через десять лет никто не проявлял к этим снимкам интереса. Дэвис не знает ответа на этот вопрос, но предполагает, что причиной является текучесть кадров. Внимательно изучив полученные изображения, она обнаружила то, что при макросъемке рукописи было бы незаметно.
Расшифровать манускрипт затрудняет неизвестный алфавит. Строки написаны слева направо, буквы имеют небольшой наклон влево. Некоторые исследователи пытались сопоставить отдельные символы этого алфавита с латинскими буквами по внешнему сходству. гипотезаНе получила признания в научных кругах и не способствовала разгадке.
Рукопись содержит не только непонятные символы, но и несколько букв латинского алфавита, а также одно слово на немецком языке (rot, «красный»): это предположительно указания художнику, раскрашивавшему иллюстрации после текста.
Проанализировав многоспектральные снимки страниц манускрипта, Дэвис нашла на одном листе столбцы написанных вертикально символов. Первый столбец содержал полный классический латинский алфавит из 23 букв (то есть тот, что существовал до Нового времени, без разделения u и v), от а до z. Во втором столбце напротив каждой латинской буквы написан символ из основного алфавита рукописи. В третьем — опять латиница, только сдвинутая вертикально на один знак.

Это похоже на попытку расшифровать текст, предпринятую давно до 1912 года, когда Вильфред Войнич обнаружил манускрипт в библиотеке иезуитского колледжа Италии. В Средние века и Новое время криптография чаще всего использовала метод подстановки символов с помощью таблиц, похожих на ту, что найдена в рукописи.
Автор этих трёх столбцов букв использовал так называемый гуманистический минискуль — стиль письма, созданный итальянскими гуманистами на рубеже XIV—XV веков. До XVIII века этот стиль применяли образованные люди, желавшие продемонстрировать свою приверженность идеям гуманизма. Дэвис и ее коллеги постарались выяснить, кто именно этим автором был.

Они собрали образцы почерков известных владельцевК манускрипту приложили подписи немецкий ботаник Леонард Раувольф, его друг и наследник врач Карл Видеманн, император Рудольф II, Якоб Синапиус (фармацевт-травник, приближенный к императору), пражский алхимик Йиржи Бареш, врач Йоханнес Марци и Афанасий Кирхер, иезуитский лингвист. Автографы Джона Ди и Эдварда Келли, которые могли видеть манускрипт в коллекции императора Рудольфа, также были добавлены к списку.
Сравнение почерков установило, что таблицу составил Йоханнес Маркус Марци – ученый и лейб-медик. Книга принадлежала ему три года: в 1662 году унаследовал ее от друга Йиржи Бареша, а в 1665 году продал (или подарил) Афанасию Кирхеру. По всей видимости, был одним из первых, кто пытался расшифровать манускрипт. последователей из нашего столетия, ничего не вышло.
Мультиспектральный анализ доказал, что рукопись не является палимпсестом (не написана на переписанном пергаменте), как предполагали некоторые исследователи. Это подтверждает точность определения года создания манускрипта — 1425 год — полученного методом анализа углерода-14.