В ритуалах филистимлян применялись психоактивные вещества.

Израильские исследователи изучили семена и плоды растений из археологических раскопок двух храмов города, где жил библейский Голиаф. Полученные данные дают представление о филийстинских ритуальных обычаях.

Археологическая площадка Телль-эс-Сафи расположена на территории бывшего филистимского города Гефы.

ФилистимлянеВ приморской части Ханаана (примерно от Тель-Авива до Газы) жили примерно с XII века до нашей эры. Были одним из двух народов Ближнего Востока, владевших передовыми металлургическими технологиями того времени, вторым — хетты. С них начался железный век в этом регионе.

Об источниках информации о филистимлянах можно сказать следующее: есть много письменных свидетельств, от библейских текстов до ассирийских и египетских документов. ПятиградьеИ благодаря этим источникам археологи четверть века назад обнаружили под холмом Телль-эс-Сафи один из пяти филистимских городов.

Это может быть Геф – город, где согласно библейским сказаниям жил великан Голиаф и где прятался от Саула будущий второй царь Иудеи Давид. В Гефе археологи обнаружили два храмовых комплекса и большое количество керамики, похожей на образцы крито-микенской культуры.

Растения, найденные в храмах Гефа.

В обоих храмах города исследователи из университета имени Бар-Илана изучили коллекцию остатков растений. Результаты представлены в… работе, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Археологические раскопки показывают, что культура филистимцев включала элементы эгейской, египетской, ханаанской и других культур. Библейские описания показывают политеистическую культуру филистимцев, поклоняющихся богам и богиням, но детали и имена их божеств остаются неясные.

Несмотря на интенсивные исследования филистимской культуры, о культовых практиках известно сравнительно мало, в том числе о использовании растений в ритуальных контекстах и роли храмов в хранении урожая и общественных пиршествах. В храме в Телль-Касиле (середина VII века до нашей эры) находили следы бобовых, но вместе с ними остатки лаврового листа и кориандра. Такое сочетание больше похоже на следы пиршества, чем на сакральную практику.

В двух храмах Гефа обнаружен большой запас остатков нескольких растений Средиземноморья. Vitex agnus-castus), златоцвет увенчанный (Glebionis coronaria) и серебристая скабиоза (Lomelosia argentea).

Ученые традиционно связывают эти растения с ритуалами в честь богов Геры, Артемиды, Деметры и Асклепия, но до сих пор эта связь основывалась лишь на мифологии.

Искусство филистимлян и растительность / Суэ́мбикья Фру́мин и др.

В святилищах храмов археологи обнаружили останки обгоревших семян конопли. Lolium temulentumЭто и есть та овсянка, о которой говорится в Библии — сорняк, растущий на посевах пшеницы.

Плевел опьяняющий — природный источник спорыньи, содержащей алкалоид типа ЛСД. Авторы отмечают, что зерна плевела могли собираться вместе с зернами пшеницы, но в храмах находились отдельно. Это указывает на то, что галлюциногенный эффект растения был хорошо известен филистимлянам. Использование плевела опьяняющего в культовых контекстах в качестве психоактивного средства упоминается в связи с греческими Элевсинскими мистериями и культом земледелия.

Ранее учёные нашли в этих же храмах множество ткацких станков. Авторы полагают, что это ещё одно сходство с эгейскими обычаями. Ткацкий ремесло часто присутствует в культовых местах, посвящённых богине Ге́ре.

Учёные считают, что раннеэлладская и крито-микенская культуры оказали сильнеее влияние на филистимлян, чем думали раньше. Также в храме Гефа археологи обнаружили площадку для металлургического производства во времена филистимлян, помимо ткацких станков.

Древнегреческие религиозные обычаи не включали производство металла в храмах. Возможно, храмы филистимлян служили не только для культа, но и являлись общественными и производственными центрами.