Используя космологический подход, ученые впервые проанализировали археологические памятники, чтобы выяснить, как располагались древние погребальные комплексы на востоке Судана. Результаты показали, что расположение захоронений обусловлено как экологическими, так и социальными факторами, а их концентрация напоминает расположение звезд, движущихся в гравитационном поле галактики как единая структура.
Среди археологических памятников мира можно найти могильники, гробницы, курганы и другие объекты. Захоронения — это не только практика погребения тела умершего, но и отражение общественного устройства и культуры. В течение последних тысячелетий люди создавали сложные погребальные комплексы, которые оказали влияние на окружающий ландшафт и пейзаж. Особенно хорошо они сохранились в засушливых районах, где практически отсутствует растительность.
Авторы новой работы, среди которых ученые из Университета Востока в Неаполе (Италия), Школы истории, классики и археологии при Университете Ньюкасла (Великобритания) и Национальной корпорации древностей и музеев в Хартуме (Судан), уделили особое внимание одному из археологических памятников. Их исследование, опубликованное в журнале PLOS One, они посвятили погребальным ансамблям Восточного Судана — от исламских гробниц современного народа беджа до древних курганов возрастом в тысячи лет. Регионы, близкие к долине Нил, традиционно изучены более полно, в отличие от территорий, далеких от этой реки. И до недавнего времени они оставались относительно неизведанными из-за в целом меньшего интереса со стороны ученых, а также отсутствия инфраструктуры.
Ярким примером являются холмистая местность Кассала и приграничная территория Эритреи, где тысячи погребальных памятников органично вписаны в природный ландшафт. Некоторые из них получили название курганы – это простые, выступающие над поверхностью сооружения, распространенные на протяжении всей африканской доисторической эпохи и последующих периодов. Курганы, расположенные в Восточном Судане, имеют неопределенное происхождение и относятся примерно к первому тысячелетию нашей эры. Другая группа памятников связана со средневековым исламом: эти внушительные и хорошо сохранившиеся гробницы, известные как куббы, в панарабском мире обозначают исламские гробницы и святилища, как правило, увенчанные куполом).
Несмотря на большое количество кубб в Кассале, их происхождение и архитектурный стиль вызывают дискуссии. Изначально историки связывали эти постройки с древними представителями народа беджа, которые мирно приняли ислам, либо с потомками богатых жителей разрушенного города Бади, рассеянными по территории. В последнее время некоторые исследователи полагают, что куббы появились в результате окончания длительного конфликта между арабскими горняками из Верхнего Египта и беджа, после чего последние приняли ислам.
Изучение и анализ подобных погребальных комплексов имеют большое значение. Пустынные территории часто воспринимаются как, очевидно, безлюдные, однако их археологические памятники служат заметным признаком антропоцена. Новое исследование было направлено на всестороннюю интерпретацию факторов, обусловивших формирование и развитие архитектурного облика Кассалы. Исследователи не рассматривали курганы и куббы как изолированные захоронения, а сосредоточились на их связи с физической и культурной географией региона в целом.
В ходе полевых исследований и с использованием спутниковых снимков было собрано более 10 тысяч данных о погребальных памятниках, расположенных на территории, превышающей четыре тысячи квадратных километров.
«Археологические данные, полученные при изучении поймы реки Гаш и долины Атбара, указывают на то, что история древнего населения этого региона уходит корнями в эпоху палеолита, а пик развития культур пришелся на голоценовую эпоху. На берегах древних русел реки Гаш и у подножия отдельных скальных массивов обнаружено множество археологических памятников, относящихся к доисторическому, протоисторическому и более поздние периоды. В течение голоцена люди, населявшие эту территорию, постепенно отказывались от постоянного проживания в одном месте, что было связано с изменившимся климатом, благоприятным для земледелия, и переходили к полукочевому скотоводству. Древние письменные источники свидетельствуют о том, что народ беджа занял этот регион более двух тысяч лет назад. И по настоящее время они сохраняют полукочевой образ жизни», — отмечают исследователи.
Для изучения расположения погребальных сооружений была применена модель Неймана — Скотта, являющаяся одной из ключевых теорем теории перестановок. Изначально она была разработана для анализа пространственных структур звезд и галактик. Исследование показало, что захоронения в Кассале сконцентрированы в сотни группировок вокруг центральных, «родительских» точек, которые, вероятно, представляют собой более значимые гробницы. Подобная организация напомнила исследователям то, как звезды, имеющие общее происхождение, объединяются вокруг центров гравитации и перемещаются в галактике как единая система.
Ученые полагают, что окружающая среда оказывает существенное влияние на расположение памятников. При рассмотрении больших территорий видно, что они, как правило, располагаются в регионах с более подходящим ландшафтом и удобным доступом для доставки строительных материалов. Однако при анализе более мелких участков проявляется роль социальных факторов: захоронения традиционно возводили рядом с уже существующими постройками, что, например, приводило к формированию семейных кладбищ.