В Перу обнаружены признаки массовых жертв детей

Испанцы первоначально называли культуры доколумбовой Южной Америки «кровавыми», но некоторые историки оспаривали это утверждение, ссылаясь на небольшое количество следов жертвоприношений по сравнению с ацтеками. Новые открытия показывают, что представителей культуры чиму не стоит обвинять в излишнем милосердии.

Жертва детей была не единовременным событием.

Культура чиму просуществовала с 1000 по 1476 год нашей эры на севере современного Перу в период Позднего промежуточного этапа доколумбовой хронологии Андского региона. Эта культура сформировалась на территории, где располагалась цивилизация Мочике (Моче), и постепенно вытеснила предшественников. Государство чиму называлось Чимор.

В 2018 году археологи нашлиВ перуанской провинции Трухильо, в районе Пампа-ла-Крус, найдено захоронение с останками 140 детей и 200 лам. В работе о данном открытии сообщается, что дети и животные были убиты во время обряда жертвоприношения: у них вынимали сердца, а затем закапывали определенным образом.

Раскопки 2018 года / ©Gabriel Prieto et al.

Вблизи бывшей столицы Чимора — Чан-Чан — обнаружено захоронение. Радиоуглеродный анализ установил, что жертвоприношение состоялось примерно 550 лет назад. Сравнив датировку с палеоклиматическими данными, исследователи предположили, что детей и лам убили для прекращения наводнения, вызванного Эль-Ниньо, которое тогда принесло значительные разрушения.

Сейчас перуанские археологи сообщилиВ том же регионе нашли ещё два кургана с детскими захоронениями. В одном из них 25 могил, в другом — 51. Почти все дети похоронены лежащими на боку, ногами на восток, головой на запад — таким образом, что спиной к морю.

В первом кургане обнаружена могила с пятью взрослыми женщинами, сидящими по кругу, голова к голове. В этом районе на сегодняшний день найдены останки 302 детей в возрасте от пяти до четырнадцати лет, погибших во время жертвоприношений, и почти четыреста лам.

Здесь покоятся останки пяти женщин.

По данным радиоуглеродного анализа, обнаружены следы шести крупных жертвоприношений в период с X по XII веков.

Археолог Габриэль Прието из Университета Флориды полагает, что первое жертвоприношение в Пампа-ла-Крус могло иметь политическую мотивацию. По его мнению, это произошло в период завоевания чиму народов, таких как ламбайеке (сиканская культура), проживавших в долинах к северу. Он считает, что жертвами могли быть жители Ламбайеке, доставленные в столицу чиму для празднования побед.

Другая интерпретация предполагает жертвоприношение в честь Тайканамо — легендарного основателя государства чиму, который, по преданию, пришел с моря и направился на юг для основания столицы Чан-Чан около 1000 года нашей эры. Пампа-ла-Крус возвышается над местом, где, как полагают, он появился из моря.

Народ чиму в этот период, судя по всему, был достаточно пассионарным и агрессивным. Носители культур моче и ламбайеке были полностью истреблены. После этого народ чиму продолжал воевать, возможно, интересуясь не землями соседей, а ресурсами для забирания с собой, — и, конечно, людьми для жертвоприношений.

Управление чиму, подобно большинству доколумбовых культур того времени, являлось теократией. Главу государства считали прямым потомком мифологического основателя и божеством. Множество государственных должностей передавали по наследству. Также существовали распорядители завоеванных территорий: власть их на местах была практически неограниченной. Взамен от них требовалось лишь своевременно поставлять предписанные объемы продовольствия или ремесленных товаров в Чан-Чан.

Ученые предполагают, что к определенному моменту большинство чиму были ремесленниками: изготавливали керамику, обрабатывали металлы, производили ткани. Ремесленникам запрещалось менять род деятельности — это делало неизбежными новые грабительские или захватнические войны, иначе получать продукты питания становилось довольно сложно.

В пятнадцатом веке чиму столкнулись с инками, которые их завоевали. Искусные золотые изделия ремесленников Чан-Чана стали украшением Храма Солнца в Куско, а последний правитель чиму женился на инкской принцессе.