Изначально испанцы характеризовали культуры доколумбовой Южной Америки как жестокие, однако впоследствии некоторые историки подвергли сомнению данное утверждение, ссылаясь на относительно небольшое количество свидетельств жертвоприношений в этих регионах. Недавние открытия свидетельствуют о том, что представителей культуры чиму нельзя обвинить в чрезмерной жестокости.
Культура чиму развивалась на севере современного Перу в период Позднего промежуточного этапа доколумбовой хронологии Андского региона — с 1000 по 1476 год нашей эры. Она возникла на территориях, ранее принадлежавших цивилизации Мочике (Моче), и в итоге привела к упадку своих предшественников. Государство чиму называлось Чимор.
В 2018 году археологи нашли в перуанской провинции Трухильо, в районе Пампа-ла-Крус, захоронение, которое содержало останки 140 детей и 200 лам. В работе, описывающей это открытие, сказано, что и дети, и животные были убиты во время обряда жертвоприношения: у них вырезали сердца, а потом укладывали определенным образом.
Гробница была обнаружена вблизи территории, где когда-то располагалась столица Чимора — Чан-Чан. Результаты радиоуглеродного анализа указывают на то, что ритуальное жертвоприношение произошло около 550 лет назад. На основе сравнения полученных данных с палеоклиматическими показателями исследователи полагают, что детей и лам принесли в жертву, чтобы остановить наводнение, вызванное явлением Эль-Ниньо, которое тогда нанесло значительный ущерб.
Сейчас перуанские археологи сообщили, в том же регионе были обнаружены еще два кургана, содержащие детские захоронения. В одном из них найдено 25 могил, в другом – 51. Почти все дети были похоронены в положении на боку, головой на запад и ногами на восток, то есть спиной к морю.
В первом кургане была обнаружена могила, содержащая останки пяти взрослых женщин, которые были захоронены по кругу головами друг к другу. На данный момент в этом районе найдены останки 302 детей в возрасте от пяти до 14 лет, предположительно погибших в результате ритуальных жертвоприношений, а также почти 400 лам.
Анализ, проведенный с использованием метода радиоуглеродного датирования, выявил свидетельства не менее шести масштабных жертвоприношений, разделенных значительными временными интервалами – от 1050 до 1500 года нашей эры. Это позволяет исключить версию о единовременном ритуале, обусловленном катастрофическим событием, таким как наводнение.
Археолог Габриэль Прието из Университета Флориды (США) полагает, что первое жертвоприношение в Пампа-ла-Крус могло быть вызвано политическими мотивами. По мнению исследователя, это произошло в период, когда чиму осуществляли завоевание таких народов, как ламбайеке (представители сиканской культуры), населявших долины к северу. Ученый предполагает, что в качестве жертв могли выступать жители Ламбайеке, которых доставляли в столицу чиму для празднования этих военных успехов.
Существует иная версия произошедшего: жертвоприношение могло быть проведено в честь Тайканамо — легендарного основателя государства чиму. По преданиям, он прибыл с моря и направился на юг, чтобы основать столицу чиму Чан-Чан примерно в 1000 году нашей эры. Пампа-ла-Крус расположена на возвышенности, где, по поверьям, Тайканам появился из морской пучины.
По всей видимости, в указанный период народ чиму отличался высокой активностью и воинственностью. Они полностью уничтожили представителей культур моче и ламбайеке, однако после этого продолжали вести непрерывные войны. Возможно, их мотивировали не территории соседних народов, а ресурсы, которые можно было захватить, — и, разумеется, люди для жертвоприношений.
Политическая система государства чиму, как и у многих других цивилизаций доколумбовой эпохи, имела теократический характер. Правитель воспринимался как прямой наследник мифологического основателя и обладал божественным статусом. Значительная часть государственных должностей передавалась по наследству. Кроме того, существовали управляющие завоеванными землями, которые пользовались почти неограниченной властью на своих территориях. Взамен им полагалось регулярно предоставлять установленные объемы продовольствия или продукции ремесленников в Чан-Чан.
Исследователи полагают, что со временем значительная часть населения чиму состояла из ремесленников. Они занимались производством керамики, обработкой металлов и изготовлением тканей. Запрет на смену профессии приводил к новым агрессивным войнам, поскольку обеспечение продовольствием становилось затруднительным.
В XV веке произошло столкновение чиму и инков, в результате которого чиму были завоеваны. Изделия из золота, созданные мастерами Чан-Чана, украсили Храм Солнца в Куско, а последний правитель чиму заключил брак с инкской принцессой.