Культуры доколумбовой Южной Америки сперва определялись испанцами как «кровавые», но затем некоторые историки оспаривали этот тезис, апеллируя к малому (в сравнении с ацтеками) количеству следов жертвоприношений в этих краях. Новые находки показывают, что как минимум представителей культуры чиму в излишнем милосердии заподозрить нельзя.
Культура чиму существовала на севере современного Перу в так называемый Поздний промежуточный этап доколумбовой хронологии Андского региона — с 1000 по 1476 год нашей эры. Эта культура сформировалась на землях, занятых цивилизацией Мочике (Моче), и постепенно вытеснила своих предшественников, государство чиму называлось Чимор.
В 2018 году археологи нашли в перуанской провинции Трухильо, в районе Пампа-ла-Крус, захоронение, которое содержало останки 140 детей и 200 лам. В работе, описывающей это открытие, сказано, что и дети, и животные были убиты во время обряда жертвоприношения: у них вырезали сердца, а потом укладывали определенным образом.
Захоронение нашли недалеко от места, где некогда была столица Чимора — Чан-Чан. Радиоуглеродный анализ показал, что жертвоприношение совершили примерно 550 лет назад. Сопоставив датировку с палеоклиматическими данными, ученые предположили, что детей и лам убили, чтобы прекратить наводнение, вызванное Эль-Ниньо, которое тогда принесло серьезные разрушения.
Сейчас перуанские археологи сообщили, что в том же регионе они нашли еще два кургана с детскими захоронениями. В одном кургане обнаружили 25 могил, в другом — еще 51 могилу. Почти все дети похоронены лежащими на боку, ногами на восток, головой на запад — таким образом, что спиной они обращены к морю.
Кроме того, в первом кургане раскопали могилу с останками пяти взрослых женщин, сидящих по кругу, голова к голове. Всего в этом районе на сегодня нашли останки 302 детей в возрасте от пяти до 14 лет, погибших во время жертвоприношений, и почти 400 лам.
Датировка по углероду-14 показала, что исследователи обнаружили следы как минимум шести крупных жертвоприношений, довольно сильно разнесенных во времени — с 1050 по 1500 год нашей эры. То есть говорить о том, что это была разовая акция, связанная с катастрофическим событием (наводнением), нельзя.
Археолог Габриэль Прието (Gabriel Prieto) из Университета Флориды (США) считает, что самое раннее жертвоприношение в Пампа-ла-Крус могло иметь политическую цель. По мнению ученого, оно произошло именно в то время, когда чиму завоевывали такие народы, как ламбайеке (сиканская культура), жившие в долинах к северу. Он считает, что жертвами могли быть жители Ламбайеке, которых привезли в столицу чиму, чтобы отпраздновать эти победы.
Другая возможная интерпретация заключается в том, что жертвоприношение совершили в честь Тайканамо — легендарного основателя государства чиму, который, как говорят, пришел с моря и прошел на юг, чтобы основать столицу чиму Чан-Чан около 1000 года нашей эры. Пампа-ла-Крус возвышается над тем самым местом, где, как считается, он появился из моря.
В этот период народ чиму, судя по всему, был достаточно пассионарным и агрессивным. Они полностью истребили носителей культур моче и ламбайеке, но и после этого постоянно воевали: возможно, их интересовали не земли соседей, а те ресурсы, которые можно было забрать с собой, — и, конечно, люди для жертвоприношений.
Государственное управление чиму, как и у большинства доколумбовых культур того времени, — теократия. Правителя считали прямым потомком мифологического основателя и божеством. Многие государственные должности передавали по наследству. Также существовали распорядители завоеванных территорий: их власть на местах была практически неограниченной. Взамен от них требовалось лишь вовремя поставлять предписанные объемы продовольствия или ремесленных товаров в Чан-Чан.
Ученые предполагают, что к определенному моменту большинство чиму были ремесленниками. Они изготавливали керамические изделия, обрабатывали металлы, производили ткани. И ремесленникам запрещали менять род деятельности — что, в свою очередь, делало неизбежными новые грабительские или захватнические войны, иначе получать продукты питания становилось довольно сложно.
В результате в XV веке чиму столкнулись с инками, которые их и завоевали. Искусные золотые изделия ремесленников Чан-Чана стали украшением Храма Солнца в Куско, а последний правитель чиму женился на инкской принцессе.