Раскопки древнего города археологами продолжались десятилетиями и принесли множество открытий: храмы разных богов были обнаружены на территории. Более двухсот благодарственных и молитвенных надписей были адресованы одному божеству, чье имя в них не упоминалось. Это привело к появлению термина «неизвестный бог Пальмиры». Возможно, представление о прошлом нуждается в пересмотре.

Вопрос о первоначальном основании Пальмиры сложен. Иосиф Флавий утверждал, что город построил царь Соломон. Впрочем, современные археологи полагают, что изначально это было поселение хурритов.
Некогда Пальмира была обычным караванным городом, но в I-II веках нашей эры превратилась в центр торговли между Римом и восточными странами: Персией, Китаем, Индией. В 212 году император Каракалла сделал Пальмиру римской провинцией и разместил там легионы. А в 260 году, во время кризиса империи, возникло самостоятельное государство — Пальмирское царство, просуществовавшее 13 лет. В это же время город был разрушен и больше никогда не восстановил былой величины.
В средние века жители окрестностей применяли камни разрушенных храмов и домов в строительстве, например, для возведения плотины. Из-за этого археологам XX века Пальмира досталась в сложном для исследования виде. Тем не менее им удалось разделить относительно сохранившиеся постройки по назначению, а храмы — по божествам, которым те посвящены.

В Пальмире было сложно взаимодействовать с божествами. Древневавилонские обычаи, арабский пантеон и даже аккадские боги переплелись друг с другом, а сверху всё это «запечено» эллинизмом: в период расцвета город представлял собой центр эллинистической культуры.
В городе практически располагались рядом храмы Бэла (главного бога Вавилона и Ассирии), Баальшамема (ханаанского божества неба и бури) и Зевса. Бэл считается самым ранним образом главного бога, который потом у одних семитских народов становится Баалом, а у других — Баальшамемом. В эллинистической культуре главным божеством был Зевс, поэтому его имя стало появляться в древних храмах, посвященных Бэлу и Баальшамему.
В действительности, число богов и храмов Пальмиры преобладает. Все храмы приурочены к тому или иному божеству — по главным статуям и посвящениям. И тем не менее, за десятилетия поисков ученые неоднократно сталкивались с надписями, в которых имя бога отсутствовало, а также не имелось его схематического изображения.
Сейчас более двухсот каменных фрагментов с надписями на арамейском языке. Фрагменты высечены на каменных алтарях, предназначенных для сжигания жертвоприношений из благовоний, например семян можжевельника, а также для выливания жидкостей. Почти сто лет ученые пытаются узнать имя неизвестного бога Пальмиры.
Польская археолог Александра Кубяк-Шнайдер выдвинула своё. объяснениеВ ней выделяется общий тип формулы обращения к божеству: «Благословенно имя его во веки, Владыка Мира и Милосердный». Это похоже на монотеистическое обращение. Запрет на упоминание имени тоже указывает на иудаизм и Библию.

По мнению исследовательницы, разгадка тайны заключалась в другом. Специфический способ обращения к анонимному божеству совпадает с текстами восхвалений из храмов древней Месопотамии I тысячелетия до нашей эры. В них люди благодарили за помощь самых разных богов: Бэла (Мардука в Вавилоне), Набу (сына Мардука, бога письма и мудрости) и Нергала (бога смерти, владыку подземного мира).
Кто был адресатом пальмирских посвящений? Кубяк-Шнайдер полагает, что все. Формула «тот, чье имя вечно благословенно» может быть универсальной и относиться к любому божеству мужского пола, услышавшему молитвенную просьбу.
Археолог полагает, что отсутствие имени конкретного бога на жертвенниках являлось проявлением уважения. Отсутствие изображения божества не связано с религиозным запретом, так как единого неизвестного бога не существовало. Каждый бог, получавший внимательные и благосклонные просьбы, заслуживал восхваления и жертвоприношений.
По мнению доктора Кубяк-Шнайдер, ее гипотеза демонстрирует преемственность доэллинистических традиций на Ближнем Востоке, повлиявших на современные монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам. Исследование также указывает на существование религиозной поэзии, утраченной за веками.
Важно отметить, что пока речь идёт скорее о гипотезе, чем об окончательном ответе на этот вопрос. В древнем мире упоминания богов без имени встречались редко. Для этого периода массовые исключения имен богов зафиксированы разве что в иудаизме с его частичным запретом на произношение имени Бога.
Для достоверного разделения гипотезы польского учёного от «иудейской» версии нужны дополнительные указатели.