Город, овладевший которым Александр Македонский, с давних пор является центром буддизма.

Итальянская археологическая миссия, состоящая из специалистов разных университетов, работает в Азии с середины прошлого века. В 2019 году представители миссии обнаружили в Пакистане, неподалёку от реки Сват и города Барикот, руины поселения, которое после исследований назвали Базиру.
В греческих и латинских источниках Базира упоминается как город, осажденный Александром Великим. Углеродное датирование показало существование города во время походов Александра, примерно в 327 году до нашей эры. Вероятно, Базира управляла плодородной долиной реки Сват и распределением сельскохозяйственных продуктов в этом регионе. Особый климат долины позволял собирать урожай пшеницы или риса дважды в год – весной и поздним летом. Таким образом, город служил своего рода «житницей», которую использовал Александр Македонский перед походом в Индию. Римский историк Квинт Курций Руф в своей работе «История Александра Великого Македонского» назвал Базира «богатым городом».

Раскопки показали непрерывную заселенность города с бронзового века (1700 год до нашей эры) до начала Нового времени (XVI век нашей эры). Толщина археологических слоев превышает десять метров. В октябре 2021 года археологи из Университета Ка-Фоскари (Венеция, Италия), завершившие полевые работы на акрополе, решили исследовать другое место в центре древнего города, разграбленное копателями — об этом свидетельствуют траншеи.
В результате они открылиСохранившийся буддийский памятник неоднократно страдал от вандализма. Храм высотой более трех метров (точная высота неизвестна из-за утраты верхней части) обладает необычной конструкцией и формой. Расположенный на возвышении, храм включает архитектурный элемент, который исследователи классифицируют как… ступуСтупа — сооружение, похожее на насыпь (часто каменную), которое изначально служило курганом на могиле правителя или буддийского святого. Затем форму кургана стали применять при возведении храмов. Представленная перед нами структура — яркий пример буддийской архитектуры. Находки предположительно относятся ко второй половине II века до нашей эры, хотя могли появиться раньше и датироваться более ранним периодом. Маурьев (IV-III века до нашей эры).
На старейшей лестнице памятника остались части ступень со вставкой с надписями. кхароштхиПисьменность, по палеографическим данным относящаяся к I веку нашей эры, была обнаружена в ходе раскопок. Внизу археологи нашли монеты и много надписей на керамике письмом кхароштхи. Памятник был заброшен в начале III века нашей эры после пожара, уничтожившего нижний город.

Храму принадлежит небольшое строение, которое, как предположительно, возвели примерно в 150 году до нашей эры при царствовании правителя индо-греческого государства. Менандра IМенандр I, согласно индийской буддийской традиции, принял буддизм.
Стратиграфия объекта оказалась очень сложной. Археологи обнаружили, что часть храма построена на более древнем сооружении. В пластах этого сооружения нашлись гончарные материалы и терракотовые фигурки, которые, по другим находкам, использовались в этой местности в IV-III веках до нашей эры. Хронологию объекта подтвердят анализы на удельное содержание углерода-14. К концу сезона раскопок итальянцы задокументировали 2109 объектов: керамика, монеты, надписи, предметы из камня, элементы лепнины, терракотовые предметы, печати и украшения.
Обнаружение такого храма периода Индо-Греческого царстваТекст утверждает, что долина реки Сват была священной для буддистов еще с давних времен. Раньше подобные предположения высказывались, но веских доказательств не имели (что понятно для мусульманской страны с не слишком развитой археологией). Подобные выводы делались по следующим причинам: письменных источников о древнем поселении в долине Свата очень мало. Однако общие сведения говорили о том, что город, упомянутый греческими и латинскими историками, принадлежал индийскому царству. ГандхареМежду тем Гандхара (особенно с правления царя Ашоки) — царство буддистов, колыбель буддийского искусства. Открытие итальянских археологов не только подтверждает имевшиеся ранее теоретические предположения, но и позволит лучше изучить формы древнего буддизма и его распространение в Гандхаре.