В книге Откровение Иоанна Богослова обнаружены записи древних проклятий

Некоторые фразы и описания действий, встречающиеся в Апокалипсисе, имеют общие термины с «скрижалями проклятий» и магическими ритуалами, связанными с ними.

Ученые из Университета Иоганна Гутенберга, расположенного в Майнце (Германия), провели исследование римских «скрижалей проклятий» (tabella defixionis) и обнаружили, существует предположение, что в книге Откровение Иоанна Богослова можно обнаружить отголоски древних магических обрядов.

«Скрижалями проклятий» называют небольшие свинцовые таблички, на которых особым образом наносили заклинание, предназначенное для нанесения вреда противнику или сопернику. Мы рассказывали о находке самой древней из этих «скрижалей» — ее возраст оценивают в 3200 лет. Таких древних образцов археологи больше пока не встречали, но вообще коллекция подобных табличек собрана довольно внушительная.

Впервые эти артефакты были обнаружены археологами еще в XIX веке. На данный момент собрано приблизительно 1700 «скрижалей проклятий». Все они относятся к периоду с 500 года до нашей эры по 500 год нашей эры и найдены на территории, контролируемой Римской империей, включая как саму Римскую империю, так и ее провинции, от Иудеи и Египта до Галлии и Британии.

По сути, использование подобных «досок» было распространенным явлением во времена Римской империи. Начертанные на них проклятия предназначались для оппонентов в судебных тяжбах, состязаниях и любовных интригах. Некоторые составлялись с целью ускорить получение наследства или продвижения по службе. А другие были созданы с намерением обеспечить справедливость: они предрекали неприятности только в случае невыполнения обещания проклинаемым.

Свинцовые таблички, содержащие начертанные на них проклятия, помещали в конкретные места, такие как могилы или окрестности священных объектов, считавшихся местообитанием духов загробного мира. Порой эти «скрижали» прокалывали или окрашивали особым образом. Таким образом, сама надпись являлась лишь элементом ритуала, а его полное завершение гарантировало действенность проклятия.

Исследователи во главе с Михаэлем Хёльшером выяснили, что в Книге Откровений Иоанна Богослова присутствуют как целые выражения, напоминающие надписи на табличках, так и описание обрядов, связанных с помещением «скрижалей проклятий» в священное место. В качестве примера ученые приводят описание ангела, который бросает в море огромный камень, произнося: «Так с могуществом падет великий город Вавилон, и больше не будет найден». Аналогичная фраза, но с указанием имени того, кто проклинается, часто встречается на римских табличках.

Книга Откровение, последний текст Нового Завета, была создана в первом веке нашей эры и изначально предназначалась для христиан, проживавших на западном побережье Малой Азии. В ту эпоху Римская империя преследовала последователей христианства, что вынуждало их искать тайные места для собраний. По мнению ученых, упоминания древних магических обрядов в Апокалипсисе отражают стремление раннехристианской общины к самосохранению, поскольку она часто сталкивалась с угрозами.

В семи посланиях Книги Откровения римское владычество и поклонение императору представлены как проявления зла и сатанизма, от которых христианская община пыталась дистанцироваться. Подчинение римской власти требовало прославления не только императора, почитаемого как божество, но и главных богов Рима, что, естественно, противоречило принципам христианской веры.

Исследователи полагают, что автор книги Откровение передавал читателям информацию о ритуалах, способных обеспечить им защиту, используя в качестве примера древние обряды. Современному человеку это может показаться странным: как можно рассказывать христианам, которые должны верить в Бога, о практиках, которые сейчас могли бы быть названы темной магией (хотя в те времена такого термина не существовало?

Для людей, знакомых с Книгой Откровения в I веке нашей эры, «скрижали проклятий» и христианские заповеди представлялись вопросами, относящимися к разным сторонам жизни. Таблички с проклятиями были настолько распространены, что их использование воспринималось как обычная практика, обеспечивающая, к примеру, безопасность – подобно тому, как человек прячется от угрозы в надежном жилище и запирает дверь на ключ.