В рукописи Войнича обнаружен полный латинский алфавит

Используя мультиспектральное сканирование, американские историки Средневековья установили, каким образом пражский врач, живший в XVII веке, пытался разгадать тайну древней рукописи.

Десять лет назад специалисты из Библиотеки редких книг и манускриптов Бейнеке при Йельском университете (США) проводили испытания оборудования, предназначенного для мультиспектрального анализа старинных рукописей. В числе прочих документов они применили этот метод к манускрипту Войнича – одной из самых таинственных рукописей Средневековья.

При мультиспектральной визуализации цифровое изображение формируется с использованием ультрафиолетового и инфракрасного излучения. В работе со средневековыми рукописями ультрафиолетовое излучение способно, в частности, сделать неразборчивый или стертый текст более читаемым. Это объясняется тем, что большинство чернил, использовавшихся в эпоху Средневековья (включая те, что применялись при создании манускрипта Войнича), содержат заметное количество железа.

По мере того, как чернила стираются или теряют насыщенность, их молекулярные связи сохраняются, что позволяет выцветший текст светиться под воздействием ультрафиолетового излучения. Данная технология позволяет не только восстановить неразборчивый или удаленный текст, но и установить, является ли рукопись палимпсестом, а также выявить, подвергалась ли она существенным изменениям.

Лиза Фейгин Дэвис, руководитель Американской академии медиевистики и специалист в области истории и палеографии) опубликовала в своем блоге Manuscript Road Trip мультиспектральные изображения 10 страниц манускрипта Войнича, сделанные в 2014 году.

Дэвис не может объяснить, почему эти сканы не привлекали внимания в течение десяти лет, но считает, что причиной послужила смена сотрудников. В настоящее время она тщательно проанализировала полученные изображения и выявила детали, которые не были заметны при обычном рассмотрении рукописи.

Одной из главных проблем при дешифровке рукописи является использование неизвестной системы письменности. Строки располагаются слева направо, а буквы имеют незначительный наклон в левую сторону. Отдельные символы этой письменности некоторые исследователи пытались соотнести с латинскими буквами, основываясь на их внешнем сходстве. Но такая гипотеза не нашла поддержки в научном сообществе и никак не помогла расшифровке.

В рукописи, помимо непонятных символов, присутствуют отдельные буквы латинского алфавита и одно немецкое слово («rot», что означает «красный»). По мнению ученых, эти буквы могли служить подсказками для художника, который впоследствии раскрашивал иллюстрации после создания текста.

Проанализировав мультиспектральные снимки страниц манускрипта, Дэвис выявила на одном из листов колонки символов, расположенных вертикально. В первом столбце содержался полный классический латинский алфавит, состоящий из 23 буквы (то есть такой, который использовался до Нового времени, без разделения u и v на отдельные символы), от a до z. Во втором, напротив каждой латинской буквы, был написан символ из основного алфавита рукописи. В третьем же повторно использовалась латиница, однако вертикально смещенная на один знак.

В целом, это напоминает попытку расшифровки, начатую задолго до того, как Вильфред Войнич обнаружил в 1912 году манускрипт в библиотеке иезуитского колледжа в Италии. В эпоху Средневековья и Нового времени криптография преимущественно использовала метод замены символов, для которой применялись таблицы, аналогичные тем, что содержатся в рукописи.

Автор этих трех колонок букв придерживался humanist minuscule — стиля письма, созданного итальянскими гуманистами в период с XIV по XV века. До XVIII века этот стиль был популярен среди образованных людей, стремившихся продемонстрировать свою верность гуманистическим принципам. Дэвис и ее команда решили установить личность автора.

Они собрали образцы почерков известных владельцев манускрипта. Это немецкий ботаник Леонард Раувольф, его друг и наследник, врач Карл Видеманн, император Рудольф II, Якоб Синапиус (фармацевт-травник, приближенный к императору), пражский алхимик Йиржи Бареш, врач Йоханнес Марци и Афанасий Кирхер, иезуитский лингвист. К ним добавили автографы Джона Ди и Эдварда Келли, которые могли видеть манускприпт в коллекции императора Рудольфа.

Анализ почерков позволил установить, что таблицу создал Йоханнес Маркус Марци, ученый и лейб-медик. Он владел книгой на протяжении трех лет: в 1662 году получил ее в наследство от своего друга Йиржи Бареша, а в 1665-м отдал (или передал) Афанасию Кирхеру. По всей видимости, он был одним из первых, кто пытался расшифровать манускрипт. И так же, как у его последователей из нашего столетия, ничего не вышло.

Мультиспектральный анализ опроверг предположение некоторых исследователей о том, что рукопись является палимпсестом, то есть не использует переписанный пергамент. Таким образом, недавний анализ, основанный на содержании углерода-14, корректно определил дату создания манускрипта — 1425 год.