По мнению первооткрывателя, найденная им «скрижаль проклятия» датируется 3200 лет и является самым древним образцом древнееврейской письменности. Однако с этими заключениями не все согласны.
На Западном берегу реки Иордан археологи сделали сообщение об обнаружении миниатюрной «скрижали проклятия» — таблички, размер которой сопоставим с почтовой маркой. На ней выгравирована надпись на ранней стадии развития иврита, содержащая призыв к Богу, чтобы Он проклял того, кто не выполнил свои обещания.
О находке рассказали представители Ассоциации исследователей Библии (Associates for Biblical Research) на пресс-конференции в Хьюстоне (США). По заявлению руководителя проекта Скотта Стриплинга (Scott Stripling), научная работа по находке будет опубликована в рецензируемом журнале до конца года.
По мнению археологов, работающих в рамках этой экспедиции, возраст таблички превышает 3200 лет. Это позволяет считать надпись самым древним из обнаруженных текстов на древнееврейском языке и первым, в котором упоминается имя Бога, используемое евреями.
Некоторые археологи, не вошедшие в состав проекта, заявляют, что не смогут дать оценку находке до тех пор, пока ее детали не будут опубликованы в научном издании. Как минимум один специалист предостерегает, что возраст таблички может оказаться не таким большим, как утверждают ее авторы.
Табличка была обнаружена в археологических отвалах на горе Эйвал, расположенной к северу от города Наблус, в декабре 2019 года. Формирование этих отвалов представляет собой отдельную тему. В 1980-х годах израильский археолог Адам Зерталь раскопал на горе Эйвал комплекс сооружений, который по ряду признаков идентифицировал как еврейский культовый объект. Расположение, датировка и архитектурные особенности объекта соответствовали жертвеннику, описанному в книге Иисуса Навина (часть Ветхого Завета).
Зерталя сразу же упрекнули в предвзятости и политической ангажированности его работы. В то время в израильской археологии была распространена точка зрения, отрицающая факт завоевания Ханаана, и ставящая под сомнение достоверность повествования о Иисусе Навине. По мнению сторонников этой теории, евреи представлялись как коренное население данной территории. Обнаружение на горе Гевал (Эйвал) ставило эту концепцию под вопрос, поскольку жертвенник был описан в соответствующем отрывке Ветхого Завета достаточно детально. Лишь спустя годы, в 2005 году, после продолжительной серии научных споров, академическое сообщество признало выводы Зерталя. В настоящее время его находка известна как Жертвенник Иисуса Навина.
На раскопках Адама Зерталя, проводимых под руководством Скотта Стриплинга, археологам попался свернутый пополам свинец, представляющий собой лист размером около 2,5 на 2,5 сантиметра.
На внешней и внутренней поверхностях таблички выгравированы сорок протоалфавитных символов, относящихся к ранней форме иврита или ханаанского языка. Они, возможно, либо предупреждают о последствиях неисполнения обязательств, предусмотренных юридически обязывающим соглашением, либо уже наказывают за их нарушение. Таким образом, это может быть своего рода инструкция для непосредственного произнесения проклятий, которые, согласно Библии, произносились на горе Эйвал. Стоит отметить, что благословения произносили на соседней горе Гризим.
В надписи присутствует сокращенная трехбуквенная версия еврейского имени Бога, которая созвучна русским буквам Й, Х и В, то есть имеется в виду имя Яхве.
Стриплинг определяет возраст таблички, опираясь на датировку слоев, установленную в ходе предыдущих археологических исследований. По его мнению, табличка была создана не позднее 1200 года до нашей эры. Изотопный анализ свинца, из которого она изготовлена, указывает на то, что материал был получен из греческой шахты, функционировавшей в тот же период, а ранние протоалфавитные символы также согласуются с предполагаемым временем создания.
В настоящее время на горе Эйвал обнаружена лишь одна «скрижаль проклятия», хотя подобные артефакты довольно распространены в других регионах и относятся к эллинистическому и римскому периодам, начиная примерно с конца IV века до нашей эры.
В случае подтверждения предварительной датировки, надпись на табличке перенесет самую раннюю известную дату грамотности древних израильтян на несколько столетий в прошлое. До настоящего времени самым старым свидетельством считалась надпись, обнаруженная при раскопках, относящаяся к X веку до нашей эры Хирбет-Кейафы.
Израиль Финкельштейн, археолог из Тель-Авивского университета, не участвовавший в находке, выразил сомнения относительно заявленной датировки. Он полагает, что сопоставление места раскопок на горе Эйвал с другими объектами, датированными методом углеродного анализа, указывает на то, что оно могло возникнуть в XI веке до нашей эры, что на два столетия позже, чем утверждал Стриплинг. Финкельштейн также полагает, что интерпретация надписи на скрижали требует дальнейшего рассмотрения.
Вероятно, дискуссии вокруг этой находки не утихнут даже после выхода научной статьи. Как уже говорилось ранее, подобная ситуация произошла и при открытии Адама Зерталя история произошла с недавними находками археологов в Телль-эль-Хаммам (открытие библейского Содома).