Обнаружена астролябия в древней крепости ассасинов

По преданиям, на протяжении всех тридцати пяти лет, проведенных Хасаном ибн Саббахом в Аламуте, он не покидал крепость и не спускался с горы. Однако иранские историки придерживаются иной точки зрения, полагая, что Горный Старец вел активную жизнь.

Легенды окутывают историю ассасинов, также известных как хашишины или исмаилиты-низариты. Исторические свидетельства крайне ограничены и во многом напоминают мифы. Утверждается, что жители крепости Аламут оставили после себя развернутые записи о своей деятельности, однако до нас они дошли лишь в пересказах историков, находившихся на службе у монголов.

Иранские археологи объявили, в замке Ламасар, являвшемся самой крупной крепостью ассасинов (хотя Аламут служил резиденцией их главы, но значительно уступал ему в размерах), были обнаружены фрагменты астролябии — одного из древнейших инструментов для астрономических наблюдений. Астролябия располагалась в круглой башне, полы и стены которой были облицованы керамической глазурованной плиткой.

Данная плитка датируется средним исламским периодом, охватывающим промежуток между 1000 и 1200 годами. Это время совпадает с тем, когда Ламасар находился под контролем исмаилитов из Аламута, известных также как ассасины.

Массовая культура изображает ассасинов как беспощадных убийц, устраняющих врагов в темных переулках. Однако на самом деле, это были исламские еретики. Учение исмаилитов (низаритов) возникло вскоре после зарождения ислама. Последователи этого учения полагали, что династия Омейядов не имела права на власть, поскольку она была получена в результате убийства Али ибн Абу Талиба — четвёртого праведного халифа. Исмаилиты считали необходимым восстановить власть потомков Али, однако Омейяды решительно выступали против этого.

Зачастую борьба за власть разворачивалась в плоскости идеологии, то есть в религиозной сфере. Преподаватели медресе, принявшие сторону исмаилитов, распространяли новое учение среди учащихся. Среди них был и Хасан ибн Саббах.

Закончив обучение в медресе, он некоторое время путешествовал, после чего пришел к убеждению, что необходимо серьезно взяться за дело. В качестве места для будущей резиденции Хасан ибн Саббах выбрал крепость Аламут. Проведя подготовительную работу, включавшую проповеди, и также подкупив коменданта крепости, 9 сентября 1090 года ибн Саббах захватил Аламут.

По мнению современных историков, Аламут не отличался выдающимися оборонительными сооружениями, и это было вполне оправдано. Прозвище «Орлиное гнездо» крепость получила благодаря своему расположению: она была возведена на скале, возвышающейся на 200 метров над окружающей долиной, которая имела всего два прохода.

В короткий промежуток времени исмаилиты, действующие под руководством ибн Саббаха, завоевали множество крепостей в окрестностях Аламута. Среди них ключевым и наиболее значительным был Ламасар, за стенами которого располагались обширные резервуары для воды и хранилища зерна. Не смотря на многочисленные попытки прежних владельцев вернуть себе утраченные территории, Аламут и Ламасар продолжали оставаться неприступными. Если раньше полагалось, что Хасан ибн Саббах никогда не покидал Аламут, то в настоящее время историки считают, что Ламасар служил зимней резиденцией для всех лидеров ассасинов. Соответственно, астрономическими наблюдениями в Ламасаре мог заниматься и Горный Старец.

В массовой культуре ассасинов изображены не как последователи религиозного течения, а как организация наемных убийц, не заботящихся о своих жертвах, главное – получить указание от их предводителя. Однако эти предания, несмотря на свою древность, вызывают серьезные сомнения в достоверности.

28 апреля 1192 года на одной из улиц Иерусалима двое, одетые в рваную одежду, совершили нападение на короля Иерусалима Конрада Монферратского, лишив его жизни. Заметно, что Конрад не успел принять корону: его избрали монархом всего два дня назад. По современным меркам, борьба за трон Иерусалимского королевства представляется сложной и запутанной интригой.

На первый взгляд, жители Иерусалима, исповедующие христианство, находятся под непрерывной мусульманской блокадой. В Битве при Хаттине Салах-ад-Дин одержал решительную победу над армией крестоносцев и имел возможность ликвидировать и остальные силы противника. В то же время, христианские правители и высокопоставленные лица, во главе с Ричардом Львиное Сердце (который возглавлял Третий крестовый поход, а его подопечный являлся соперником Конрада), спорили из-за власти, которой, судя по всему, больше не суждено существовать.

Одного из убийц уже задержали. По сведениям источников, под давлением он представился ассасином, но при этом назвал заказчика убийства – короля Ричарда. Ричарду такое обвинение было неприятно, и он попытался возложить вину на Салах-ад-Дина, как на главу мусульман, который мог обратиться к главе ассасинов за помощью. Однако мы знаем, что ассасины – это еретики, что противоречит мнению верующих мусульман. Поэтому утверждению Ричарда не доверяют. Тем не менее, именно оно послужило основой легенды об убийцах из Аламута. О религиозных расхождениях, ставивших под сомнение эту версию, практически не упомянули.

В 1256 году завершилась история государства аламутов, что ознаменовало собой так называемый Желтого крестового похода. Устоявшие перед мусульманами и христианами крепости были покорены монгольскими войсками.