В Киото обнаружено место, связанное с событиями «Повести о Гэндзи»

В ходе археологических раскопок в Японии были найдены остатки дворцового комплекса, существовавшего в эпоху Хэйан.

В 2015 году археологи из Киотского городского археологического института приступили к раскопкам в районе Камигё, расположенном в Киото, на расстоянии около 500 метров к северо-западу от замка Нидзё, известные как резиденция сегунов, представителей военного правления из клана Токугава. В настоящее время они сообщают, согласно результатам исследований, обнаружены руины, которые, как предполагается, являются остатками дворцов Токадэн и Кокидэн, составлявших императорский дворцовый комплекс Хэйан.

Дворцовый комплекс Хэйан в Киото служил резиденцией императора Японии и на протяжении более чем тысячи лет являлся столицей страны. В период Хэйан, охватывавший 794–1185 годы, город носил название Хэйан-кё. Точная дата постройки дворца неизвестна, однако, вероятно, она приходится на конец VIII века, когда началась эпоха, известная как Хэйан, что переводится как «мир и спокойствие». Именно в этот период столицу переместили из Нары в Хэйан-кё.

Недостаточно информации о дворце Хэйан, поскольку в 1185 году произошло морское сражение, что положило конец многолетней борьбе за господство двух влиятельных кланов. Клан Минамото одержал победу над кланом Тайра, ознаменовав начало новой эпохи в истории Камакурского сегуната. Вплоть до Реставрации Мэйдзи в XIX веке императоры утратили значительное влияние на управление страной. Хэйан-кё утратил роль экономического и политического центра государства. Дворец императора неоднократно перестраивался, однако некоторые постройки приходили в ветхое состояние и разрушались. В 1227 году он полностью сгорел, и его восстановление не было произведено.

Наши представления о дворцовом комплексе Хэйан формируются на основе информации, содержащейся в исторических источниках, а именно в памятниках японской литературы «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сей Сёнагон. Обе писательницы в эпоху Хэйан занимали положение фрейлин при императрицах (а Сей Сёнагон, вероятно, имела романтические отношения с императором).

«Повесть о Гэндзи» — роман-моногатари, записки у изголовья» — это бытописная повесть, рассказывающая о любовных приключениях принца Гэндзи, незаконнорожденного сына императора дзуйхицу («действия обоих произведений происходят на территории дворцового комплекса. Впоследствии, в эпоху Эдо (1603-1867 годы), на их основе была составлена научная работа, посвященная Хэйан-кё. Раскопки на территории дворца проводятся археологами впервые.

В ходе раскопок на глубине одного метра археологи выявили пять ям с остатками столбов, вероятно служивших опорой для какого-то строения, а также каменные канавы, предназначенные для отвода дождевой воды с крыши. Глиняные изделия, обнаруженные на месте раскопок, были отнесены к раннему периоду Хэйан. По оценкам экспертов, размеры здания составляли около 12 метров в направлении с востока на запад и 27 метров – с севера на юг. Наличие признаков извлечения столбов из ямок указывает на то, что постройка подвергалась реконструкции.

Анализ информации, содержащейся в книге о Хэйан-кё, созданной в эпоху Эдо, позволил исследователям установить, что раскопки проводились на участке земли, находящемся между залами Токадэн и Кокидэн.

Согласно литературным источникам, Токадэн – это Дворец восхождения к цветам, резиденция императрицы. Во второй половине X века там проживала императрица Тэйси, при которой Сей Сёнагон, автор «Записок у изголовья», служила при дворе. Она отмечала: «Сад Токадэн не отличается большими размерами из-за примыкающей ограды, однако зимний пейзаж выглядит очень живописно». Дворец щедрых наград Кокидэн также упоминается в «Записках у изголовья», однако более известен он по описаниям в «Повести о Гэндзи».

Несмотря на то, что результаты раскопок могут показаться незначительными, это не совсем соответствует действительности. Убедительным аргументом в пользу достоверности находок служит их соответствие описаниям, представленным в трудах Сей Сёнагон, Мурасаки Сикибу, а также в исследованиях, датируемых периодом Эдо. Вероятность обнаружения большого количества артефактов крайне мала: известный японский политический деятель и военачальник, объединитель страны Тоётоми Хидэёси (1537-1598) организовал широкомасштабное строительство на территории, где ранее располагался дворцовый ансамбль Хэйан, поскольку именно это место он выбрал для своей резиденции.

Хэан-кё начали застраивать по инициативе императора Камму, который в 794 году перенёс туда столицу. При этом применялись технологии, доставленные из Китая. Даже архитектурные элементы, о которых можно судить по сохранившимся источникам, выполнены в манере династии Тан, а планировка города повторяет обычную для Китая. Однако археолог Нобуя Ами обратил внимание на то, что дворец Хэйан, согласно археологическим находкам, возвели уже с использованием традиционных японских методов. Именно эпоха Хэйан характеризуется постепенным отказом японцев от культурного влияния Китая.