В Израиле обнаружили гробницу акушерки Христа.

Археологи изучали место поклонения ранних христиан, где верующие полагали погребена женщина, которая принимала участие в рождении Иисуса. Однако достоверность существования этой женщины вызывает сомнения.

Надпись на греческом языке, сделанная паломником.

Специалисты Израильского управления древностей завершилиРаскопки так называемой гробницы Саломеи — пещеры возле древнего города Лахиш, примерно в пятидесяти километрах от Иерусалима, ведут с 1984 года. Ее обнаружили мародеры четыре десятилетия назад.

Более двух тысяч лет назад эта пещера служила усыпальницей богатой еврейской семьи. Она имеет отдельные камеры с вырубленными в стенах погребальными нишами. Вероятно, усыпальницу разграбили еще в древности: оссуарии разбиты, все скелеты извлечены и перемещены с мест.

Вид на раз excavations / ©Emil Aladjem, Israel Antiquities Authority

Стены и полы декорированы резной символикой в виде розеток, гранатов и ваз. В передней части пещеры выделен участок площадью 350 метров, окруженный каменными стенами с резьбой, а пол покрыт мозаикой.

Археологи считают, что это семейное погребение знатных людей времен Второй Храма (516 год до нашей эры — 70 год нашей эры). Находка интересна, но не уникальна. В этом году исследователи нашли помимо древнееврейских захоронений следы присутствия жителей ранневизантийского периода — примерно V век и позднее.

Христианские паломники начинают посещать пещеру. Археологи обнаружили в гробнице сотни глиняных масляных ламп, которые традиционно связывают с пилигримами. На стенах пещеры остались надписи, вырезанные верующими. По ним видно, что к пещере приходили люди из Византии, Сирии, Каппадокии. Некоторые надписи сделаны на арабском языке. Что же привлекло христианских паломников в усыпальнице богатых евреев?

В прошлом пещера была фамильным захоронением для состоятельного иудейского рода.

Надписи свидетельствуют о том, что эту пещеру считали местом погребения Саломеи — повитухи, присутствовавшей при рождении Христа.

Вопрос в том, что рассказ о повитухе Саломее содержится в Евангелии от Иакова. Это Евангелие — апокриф, подлинность которого вызывает сомнения, и его нет в Новом Завете. В ранневизантийский период получили распространение именно апокрифы.

В этот период расцветает множество различных сект. В некоторых из них христианство узнать затруднительно: их учения больше напоминают манихейство. Но даже если внутренние религиозные концепции сект отклонялись от первоначальных христианских идей, внешние религиозные признаки в основном оставались христианскими. Руководители сект стремились иметь своё Священное Писание, вследствие чего появились апокрифы, авторы которых (не являющиеся настоящими апостолами, которым приписывали авторство) обещали читателю поведать истину о том, как всё было на самом деле.

В пещере насчитывается несколько сотен ламп паломников.

В Евангелии от Иакова говорится, что Саломея помогала другой повитухе, которую пригласили принять роды у Марии. Когда главной повитухе сообщили о том, что родить будет девственница, она не поверила и за это заплатила — ее рука засохла. Тогда обязанности выполнила Саломея, которая в девственности матери Христа не сомневалась. В конце концов, рука повитухи исцелилась после прикосновения к колыбели младенца.

Исследователи отмечают загадочность фигуры Саломеи. Культ, посвященный ей, несомненно христианский, входит в более широкое явление, когда первые паломники приносили свою веру в иудейские места, освящая их по-христиански. Христиане посещали древние гробницы израильтян и включали их в свою религию. Для этого достаточно было объявить, что здесь покоится святой или герой одного из апокрифов.

Археологи считают, что имя «Саломея» может быть выгравировано на одном из оссуариев. Кто-то из ранних христиан, знавший Евангелие от Иакова, мог заметить это и рассказать другим о могиле повитухи, державшей младенца Христа. Такой информации достаточно, чтобы привлечь паломников.