В Израиле нашли сожженную эллинистическую крепость

Археологи обнаружили остатки твердыни Селевкидов, которая пала под ударами иудейской династии Маккавеев более двух тысяч лет назад.

В Израиле нашли сожженную эллинистическую крепость

Раскопки крепости в предгорьях Иудейских гор / ©Vladik Lifshits, Israel Antiquities Authority

Управление древностей Израиля сообщило, что в предгорьях Иудейских гор на юге страны во время раскопок нашли разрушенную крепость. Специалисты предполагают, что цитадель была захвачена войском Маккавеев, во время восстания против династии Селевкидов во II веке до нашей эры.

В 175 году до нашей эры царем Сирии стал Антиох IV. Надо отметить, что еще до восхождения на престол будущий правитель империи Селевкидов много лет провел в Риме как заложник и Афинах (ему пожаловали гражданство города). Эллинистические взгляды нашли отражение в проводимой им политике: Антиох всячески насаждал эллинизм везде, где мог, в частности — в подконтрольной Селевкидам Иудее. Дело дошло до того, что в 170 году до нашей эры в Иерусалимском храме начали проводить языческие обряды.

В принципе, часть населения Иудеи нормально восприняла изменения, и многие поменяли веру. Но изгнание иудеев из Храма дало основание некоторым из них полагать, что сейчас самое время для активных людей: если постараться, можно стать новым первосвященником. Эта борьба династий привела к восстанию Маккавеев, начавшемуся в 167 году до нашей эры. В 164-м они освободили Иерусалим и Храм — к этому периоду относятся события, которые позже станут основой еврейского праздника Хануки.

Находки включают керамику, пули для пращи, оружие / ©Davida Eisenberg-Degen, Israel Antiquities Authority
Находки включают керамику, пули для пращи, оружие / ©Davida Eisenberg-Degen, Israel Antiquities Authority

Но освобождением Иерусалима дело не закончилось. Война шла еще долгие десятилетия: многие жители Иудеи, включая правителей, на тот момент оказались вполне эллинизированы, а значит, по мнению первосвященников, были врагами. Город Мареша входил в число крупных эллинистических поселений и во время восстания стал базой для борьбы эллинизированных местных жителей с Маккавеями.

По всей видимости, израильские археологи нашли часть оборонительного сооружения Мареши. Расположенная на вершине высокого холма крепость обеспечивала стратегический обзор главной дороги и города, лежащего вне ее стен.

В процессе раскопок обнаружили здание размером 15 на 15 метров, спланированное как хорошо укрепленный блок, опорный пункт оборонительных сооружений. Его внешние стены, толщиной не менее трех метров, сложены из крупных камней, причем верхние высечены с уклоном наружу: это не только предотвращает разрушение конструкции, но и, что еще важнее, усложняет задачу противнику — через такую стену сложнее перелезть. Внутри строение разделено на семь комнат, сохранившихся до высоты около двух метров. Также в крепости нашли лестницу, ведущую на второй этаж, который не сохранился. По оценкам специалистов, высота здания составляла около пяти метров.

Расчистив тысячи камней, археологи обнаружили железное оружие, пули для пращи, керамику и монеты, датируемые II веком до нашей эры. А также обугленные деревянные балки. Крепость Селевкидов, защищавшая Марешу, пала перед войском, которым командовал Иоанн Гиркан. Гиркан был первосвященником, а с 134 года называл себя царем Иудеи. В том году это кажется необоснованным, но если учесть, что позже он добился полной независимости страны, его вполне можно назвать первым царем из династии Хасмонеев. Судя по находкам, воины Гиркана какое-то время оставались в укреплении, а потом сожгли его. Взятие крепости предварительно датировали 112 годом до нашей эры — именно тогда Гиркан завоевывал регион и Марешу, жителей которой насильственно заставлял принять иудаизм.

Генеральный директор Управления древностей Израиля Эли Эскозидо (Eli Eskozido) отметил: «Истории Маккавеев оживают на наших глазах, и это самая увлекательная часть работы Управления древностей Израиля, когда археологи вдыхают жизнь в исторические летописи. <…> Через несколько дней мы будем праздновать Хануку, центральная тема которой — поражение сторонников эллинизма, приведшее к созданию независимого суверенного еврейского государства. Хасмонеи и представить себе не могли, что две тысячи лет спустя студенты, живущие в Израиле, пойдут по их стопам».

Остатки деревянной балки, покрытой копотью: свидетельство того, что строение было сожжено / ©Saar Ganor, Israel Antiquities Authority
Остатки деревянной балки, покрытой копотью: свидетельство того, что строение было сожжено / ©Saar Ganor, Israel Antiquities Authority

Упомянутый праздник Ханука связан с освобождением Иерусалимского храма и произошедшим там чудом. Когда восставшие под предводительством Маккавеев изгнали язычников, оказалось, что в Храме нет оливкового масла, которым наполняли Менору (светильник). Потом где-то нашли один кувшинчик, опечатанный в свое время первосвященником. Его хватило бы на сутки, но произошло чудо: Менора горела восемь суток — ровно столько, сколько понадобилось для изготовления нужного количества масла. Поэтому Хануку празднуют восемь дней, во время которых зажигают специальные свечи и светильники, не оплакивают умерших и не постятся.


Источник