В испанском баре обнаружена средневековая синагога

Рядом с Севильей археологами в маленьком городке найдены остатки синагоги четырнадцатого века.

В XIV веке по заказу Самуила бен Меир Галеви, казначея короля Педро I Кастильского, в Толедо была построена синагога.

В 2016 году городской совет Утреры в Андалусии принял решение выкупить здание в центре города. В конце XV века в доме располагался госпиталь «Мизерикордия», пользовавшийся покровительством испанских монархов Изабеллы I и Фердинанда II.

Решение не обрадовало горожан из-за большой суммы сделки — почти полмиллиона евро — для городского бюджета. Сейчас археологи утверждают, что приобретение было обоснованным. нашлиВ Испании располагается здание бывшей синагоги XIV века, что представляет собой редкое явление.

После высылки евреев из Испании синагога служила больницей, детским домом и даже баром.

В стране до этого достоверно было известно о четырёх подобных зданиях: два в Толедо, одно в Сеговии и ещё одно в Кордове. Синагога в Утрере стала пятой. В начале XVII века о примерном её местонахождении упоминал местный священник и историк Родриго Каро в своей работе. Описывая центр города, он уточнил, что «Мизерикордия» находилась в бывшем еврейском квартале и была построена над остатками синагоги. Построена в 1492 году — к этой дате мы ещё вернемся.

С тех пор средневековые стены многое видели: после больницы в здании устроили католическую церковь, а сейчас там находился бар. В конце прошлого года археологи под руководством Мигеля Анхеля де Дьоса расчистили помещение, которое признали молитвенным залом синагоги с скамейками по периметру и ковчегом Торы — маленькой нишей для хранения свитков Писания.

Много лет повторного использования и реконструкции изменили здание, но большая часть первоначальной структуры синагоги сохранилась. Городские власти стремятся восстановить исходную планировку и стены, передать объем помещений, не навредив ни одному важному археологическому объекту.

Археологи планируют исследовать окрестные здания, надеясь найти дом раввина и религиозную школу.

Неизвестно, когда впервые поселились на Пиренейском полуострове жители земель Израиля. Предполагается, что это случилось еще в I тысячелетии до нашей эры. В письменных источниках первое упоминание о евреях на территории римской провинции относится к началу IV века нашей эры. Христианство в то время не стало официальной религией Римской империи, но уже окрепло и начало бороться с конкурентами — иудеями.

В 316 году нашей эры на Эльвирском соборе, прошедшем в Гранаде, приняли первые правила, направленные на ограничение распространения иудаизма на полуострове. Христианские священники не могли влиять непосредственно на евреев, поэтому правила касались преимущественно их собственных прихожан. В них предусматривались наказания за разные виды контактов с евреями: браки, сексуальные отношения и даже бытовые взаимодействия.

Введение этих правил свидетельствует о существовании процветающего еврейского сообщества в Римской Испании. В начале VI века, после завоевания полуострова вестготами, положение сохранялось таким же. Изменилась ситуация в VII веке, когда король вестготов Реккаред I принял католицизм. Цель его заключалась в создании единого религиозного пространства в королевстве. В 694 году король Эгика привел к рабству всех евреев, даже принявших христианство, ссылаясь на вымышленную причину. Евреи покинули Испанию массово.

Арабское завоевание прекратило гонения. Арабам было безразлично, христиане перед ними или иудеи. Стоило убедить тех и других принять ислам, но делать это силовыми методами не предполагалось. Испанским евреям предоставили гарантии безопасности и автономию: у них были свои суды. Взамен завоеватели обложили их чудовищными налогами.

С X века в христианских королевствах полуострова евреи не подвергались гонениям. Власти монархов даже предоставляли им значительное влияние и власть: некоторые занимали посты по сбору налогов, другие — хранителей государственной казны.

В середине XV века королевство Кастилия испытывало тяжелые времена: войны нанесли серьезный урон экономике. Возникли восстания, и правители заявили, что виной всему являются евреи. Королева Изабелла I, взошедшая на престол в 1474 году, возобновила действие большинства законов, ограничивающих нормальную жизнь евреев, включая принявших крещение. В 1492 году, по окончании… Гранадской войныИзабелла I и Фердинанд II приказали выслать всех евреев из Испании. Лично руководил этим процессом Великий инквизитор Томас Торквемада.