В баре в Испании обнаружили руины средневековой синагоги

Рядом с Севильей, в небольшом населенном пункте, археологи сделали открытие – найдены руины синагоги, датируемой XIV веком. Это одно из пяти еврейских храмов, дошедших до наших дней в Испании после изгнания еврейского населения.

В 2016 году администрация города Утрера, что в Андалусии, на юго-западе Испании, приняла решение о приобретении здания в центре города. Согласно имеющимся данным, в конце XV века в этом доме располагался госпиталь «Мизерикордия», находившийся под защитой испанских монархов Изабеллы I и Фердинанда II.

Это решение не встретило восторженного приема у жителей города, поскольку объем сделки оказался значительным бременем для городского бюджета — почти полмиллиона евро. Теперь археологи заявили, что приобретение было целесообразным: они нашли в здании синагогу XIV века, а это большая редкость для Испании.

Ранее на территории страны было подтверждено существование четырех зданий подобного типа: два располагались в Толедо, одно — в Сеговии, еще одно — в Кордове. Синагога в Утрере стала уже пятым таким объектом. Местный священник и историк Родриго Каро в своей работе упоминал о примерном местонахождении здания в начале XVII века. Описывая городской центр, он отметил, что «Мизерикордия» была расположена в бывшем еврейском квартале и возведена на месте, где ранее находилась синагога. Причем, как мы увидим позже, она была построена в 1492 году.

Средневековые стены пережили немало событий: после больницы в этом здании была организована католическая церковь, а в наши дни там располагался бар. В конце прошлого года археологическая группа под руководством Мигеля Анхеля де Дьоса провела раскопки, в результате которых было обнаружено помещение, которое было идентифицировано как молитвенный зал синагоги. В нем были установлены скамейки по периметру и Ковчег Торы – небольшая ниша, предназначенная для хранения свитков Писания.

Многочисленные перестройки и повторное использование на протяжении веков повлияли на здание, однако существенная часть изначальной структуры синагоги осталась нетронутой. Муниципалитет намерен вернуть первоначальную планировку и восстановить стены, воссоздать объем помещений, не затронув при этом ни одного важного археологического находки.

Точная дата появления жителей израильского региона на Пиренейском полуострове остается неизвестной. Существуют версии о том, что это могло произойти еще в I тысячелетии до нашей эры. Однако, первое письменное свидетельство о присутствии евреев на территории римской провинции датируется началом IV века нашей эры. К тому времени христианство еще не было официально признано религией Римской империи, но уже укрепилось и начало противостоять иудаизму.

На Эльвирском соборе, который состоялся в Гранаде до 316 года нашей эры, были утверждены первые постановления, направленные на ограничение влияния иудаизма на территории полуострова. Поскольку воздействовать на самих евреев христианские служители не могли, данные правила были ориентированы преимущественно на христианскую общину. В них были прописаны санкции за различные контакты с иудеями, включая брачные союзы, сексуальные отношения и даже повседневное общение).

Само наличие этих правил свидетельствует о том, что евреи в Римской Испании составляли достаточно благополучное сообщество. Подобное положение сохранялось и в период правления вестготов, завоевавших полуостров в начале VI века. Переломный момент наступил в VII веке, когда король вестготов Реккаред I принял католичество. Он стремился создать единое религиозное пространство в рамках своего королевства и начал ужесточать политику. В итоге, в 694 году король Эгика, использовав фиктивное обвинение, издал указ об обращении всех евреев (включая тех, кто уже принял христианство) в рабство. Евреи не стали ждать и начали массово покидать Испанию.

Арабское завоевание положило конец преследованиям. Завоевателям было всё равно, христиане они или иудеи. Они стремились убедить представителей обеих конфессий принять ислам, однако не планировали использовать для этого силу. Испанским евреям были предоставлены гарантии безопасности и даже обеспечена значительная автономия, в частности, существование собственных судов. Взамен завоеватели ввели для них высокие налоги.

С X века на еврейское население, проживавшее в христианских государствах на полуострове, не оказывалось преследований. Напротив, они обретали значительное влияние и власть при некоторых монарших дворах, в частности, собирали налоги и осуществляли хранение государственной казны.

В середине XV века королевство Кастилия столкнулось с серьезными трудностями: войны нанесли ощутимый ущерб его экономике. Возникли волнения, и власти возложили ответственность за происходящее на еврейское население, включая тех, кто принял христианство. Королева Изабелла I, взошедшая на престол в 1474 году, вновь ввела в действие ряд законов, ограничивающих повседневную жизнь иудеев. А в 1492-м, по окончании Гранадской войны, Изабелла I и Фердинанд II приняли решение об изгнании всех евреев с территории Испании. Процесс был под руководством Великого инквизитора Томаса Торквемады.