С помощью лидара археологи нашли и создали карту средневекового города-торгового центра, где возможно находятся останки святого Николая Чудотворца.

В графстве Килкенни, расположенном на востоке Ирландии, есть… цистерцианскоеНеподалёку от аббатства Джерпоинт находятся руины, которые местные жители называют развалинами часовни. В ней, по их словам, погребён Святой Николай, прототип Санта-Клауса (в православной традиции этого святого зовут Николаем Чудотворцем).
Расположение часовни за пределами аббатства удивило археологов из Университетского колледжа Дублина. Кроме того, карта 1842 года указывает на месте расположения часовни город Ньютаун-Джерпоинт, следы которого отсутствуют на поверхности земли.

Археологические исследования письменных источников показали наличие в данной местности довольно большого торгового города. Первые сведения о нём датируются XIII веком. Город был построен вокруг главного перехода через реку Нор. Проезд торговых повозок по мосту осуществлялся за плату.
Ученые исследовалиС помощью лидара определили место предполагаемой застройки города. Сравнили полученные данные с историческими сведениями и составили предварительную карту. На карте обозначили большое число усадеб, здание суда, суконную фабрику, кожевенный завод и пивоварню.
Населенный пункт существовал до XVIII века, но затем быстро пришёл в упадок из-за изменения основного торгового пути. Взимать плату за проезд по мосту стало некому. Сейчас на месте средневекового города ровное поле — с одним исключением: руины церкви Святого Николая всё ещё видны.
По преданию, Святой Николай, прототип Санта-Клауса, был погребён около 800 лет назад в этом городе. На предполагаемом его надгробии изображены святой и головы двух рыцарей по сторонам, которые, как гласит легенда, перенесли останки Николая в Ирландию. Это уже не первая могила, где якобы похоронен Санта-Клаус.
В конце XI века император Алексей I Комнин взошел на византийский престол. Ему досталась империя, находившаяся под угрозой со всех сторон: турки-сельджуки атаковали с востока, печенеги — с севера, норманны — с запада. Из-за этого Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану II, что стало началом эпохи крестовых походов.
Ещё до прихода крестоносцев сохранность мощей христианских святых беспокоила некоторых жителей Италии. Мощи Святого Николая находились в Мирах Ликийских (современная Турция). Жители города Бари решили, что перенос останков святого (в том числе мироточащих) в их город поможет процветанию родины. Подобную мысль разделяли и венецианские купцы.
Две независимые друг от друга экспедиции отправились в Антиохию, а по пути обратно заехали в Миры для поклонения святым мощам. Барийцы оказались первыми. Попытавшись решить дело мирно, предложили стражам саркофага деньги.
Получив отказ монахов, их связали, вскрыли саркофаг и забрали кости, но только самые крупные.
Остались мелкие кости (примерно пятая часть от всего скелета), собрали, спрятали, но явились опоздавшие венецианцы. Под пытками монахи рассказали купцам место захоронения мощей. В результате останки святого отправились сразу в Бари и Венецию. В обоих городах их поместили в специально построенные часовни.

В XX веке две научные группы доказали, что кости из Бари и Венеции принадлежат одному человеку. Но является ли этот человек Санта-Клаусом? Какое отношение имеет к этому всё же Ирландия?
В Ирландии верят, что останки святого Николая из Мир в Бари вывезли представители французской семьи де Френе. Де Френе были крестоносцами на Святой земле и владели землей как в итальянском Бари, так и в ирландском Томастауне. Со временем семья перебралась в Ирландию и, по слухам, перенесла мощи святого Николая в Ньютаун-Джерпоинт где-то в XII веке. Раскопки помогут выяснить, имеет ли эта легенда историческое основание.