В течение веков христиане вспоминали о великолепно убранном алтаре, воздвигнутом крестоносцами на территории Святой земли во второй половине XII века. В XIX столетии его внезапно не стало. Рассказываем о том, как его обнаружили.

Храм Гроба Господня, также известный как храм Воскресения Христова, стоит в … . ИерусалимеВ месте распятия и погребения Христа, по учению христианства, произошло его воскресение. В момент казни холм Голгофа и пещера с пустой гробницей находились за пределами стен древнего города (ныне это христианский квартал Старого Иерусалима).
В ранней христианской общине это место считалось священным, и память о нём сохранилась даже после разрушения Иерусалима Титом в 70 году во время Первой Иудейской войны. В IV веке Святую землю посетила византийская царица Елена, мать императора Константина I Великого. Там ей явилось прозрение, и почти в 80 лет она занялась тем, что мы бы сегодня назвали археологией.
Раскопки проводились в основном на Голгофе. По христианским источникам, Елена во время исследований обнаружила пещеру, где похоронили Христа, крест, на котором был распят Христос, четыре гвоздя с этого креста и другие предметы, связанные с понятием «Страсти Христовы».

Царица-археолог, обнаружив эти артефакты, обратила внимание на архитектуру. При ее правлении на местах, важных для христиан, стали возводить храмы. Храм Гроба Господня — это целый комплекс, где обозначены места распятия, погребения и обретения креста. Строительство завершилось в 335 году, и в честь этого события Иерусалим посетил император Константин.
В 614 году персидский царь Хосров II захватил Иерусалим. Христианские святыни его не интересовали. Храм Гроба Господня получил повреждения во время осады, но затем был восстановлен. Положение сохранилось и при мусульманском правлении. Христианские паломники свободно посещали Святую землю до начала 1009 года, когда халиф Аль-Хаким Биамриллах санкционировал резню христиан Иерусалима и разрушение их храмов.
Нарушение вековых договоров стало одной из главных причин Первого крестового похода, начавшегося в 1096 году. Заключился поход 15 июля 1099 года взятием Иерусалима. Перебив большую часть населения города (включая уцелевших при исламской резне христиан), крестоносцы стали восстанавливать храмы.
Христианским королям хватало средств, поэтому храм Гроба Господня построили помпезно. Освящение состоялось 15 июля 1149 года – ровно спустя 50 лет после взятия крестоносцами Святого города и образования Иерусалимского королевства. В центре храма, возведенного в романском стиле, располагался главный алтарь.

Паломники XVI, XVII и XVIII веков оставили рассказы об этом прекрасно украшенном алтаре. Потом алтарь исчез. Возможно, это случилось во время пожара 1808 года, повредившего часть храма. Два столетия алтарь крестоносцев считался утраченным. Его обнаружили совершенно случайно.
Храм Гроба Господня исследуют непрерывно ученые разных специальностей: от археологов до религиоведов. Тысячи паломников и туристов ежегодно его посещают. В этом году археолог Амит Раэм из Управления древностей Израиля и историк Илья Беркович из Австрийской академии наук поинтересовалисьВ заднем коридоре храма установлена странная каменная плита, весом несколько тонн. Туристам она служит для традиционных надписей в стиле «Киса и Ося были здесь».

Перевернув плиту, обнаружили, что другая ее сторона украшена мраморной мозаикой, созданной в уникальной технике косматеско. Мастера итальянской семьи Космати разработали эту технику, которая не вышла за пределы их семейного круга. Из мельчайших кусочков мрамора различных цветов мастерили мозаику.
В результате создавалось изделие, подобное мрамору, будто бы отшлифованному из единого камня, однако с искусственно высеченным узором. Мастера Космати с первых же заказов выполняли работы по поручению Папского Престола.
В мире известны лишь несколько произведений искусства в стиле косматеско, не считая Рима. За пределами Италии до этого момента существовало всего лишь одно: в Вестминстерском аббатстве Лондона, туда был направлен один из мастеров папой римским.
Открытие алтаря с мозаикой косматеско в Иерусалиме указывает на то, что мастер семьи Космати приезжал туда по распоряжению папы римского. Такое путешествие было дорогостоящим и весьма почетным. Святая Католическая церковь продолжала считать крестовые походы удачной идеей и демонстрировала свою позицию всеми доступными способами.