Это не тот самый «длинный счёт», который, как утверждалось, предсказывал наступление конца света в 2012 году.
В 2001 году археологическая экспедиция под руководством Уильяма Сатурно из Музея археологии и этнологии Пибоди (США) обнаружила в джунглях северной Гватемалы архитектурный комплекс, построенный цивилизацией майя. Комплекс включал пирамиды, царскую гробницу и другие сооружения.
Пирамида Лас-Пинтурас («Картины») – наиболее известная из всех. В ней были найдены фрески, возраст которых, по оценкам ученых, составляет около ста лет до нашей эры. Считается, что сюжеты росписей основаны на «Пополь-Вуха» и отражают юкатекские взгляды на устройство мироздания.
Согласно исследованиям, постройка на данном участке территории началась 2,2–2,3 тысячи лет назад, а возведение пирамиды осуществлялось поэтапно. В итоге она достигла почти 30 метров в высоту, и в ходе строительства сформировалось большое количество археологических слоев.
В одном из древнейших археологических слоев были обнаружены два фрагмента фресок, которые ученые считают самым ранним доказательством существования священного календаря майя. Научная работа об этом открытии опубликована в журнале Science Advances.
Археологи извлекли из руин семь тысяч обломков фресок, возникших в результате разрушения стены во время очередной перестройки. Их размеры варьируются от крошечных, величиной с ноготь, до крупных – около 20 на 40 сантиметров. Однако, для идентификации подошли лишь 11 фрагментов. Два из них заслуживают особого внимания.
На одном из фрагментов изображен знак, идентичный цифре семь в майяской системе счисления, а на другом – глиф, изображающий оленя. Обломленные края фрагментов совпадают, а изображения выполнены черной краской, что указывает на их происхождение из одного места. Объединенные вместе они формируют дату – «семь оленей», – которая относится к Цолькину (Tzolk’in), священному майяскому календарю, использовавшемуся для проведения ритуалов.
В том же слое были обнаружены фрагменты древесного угля, благодаря которым появилась возможность определить возраст находки методом радиоуглеродного анализа. Результаты исследования показали, что датируемые фрагменты стены относятся к периоду с 300 по 200 год до нашей эры. Ранее самые древние известные образцы календаря майя относились к I веку до нашей эры.
У цивилизации майя использовалось четыре различных календаря. Одним из них был священный календарь Цолькин, состоящий из 260 дней, образованных сочетанием 13 чисел и 20 дней, каждый из которых имел свой уникальный символ, такой как изображение оленя).
Двести шестьдесят дней не равны году. Это скорее повторяющийся период, аналогичный семидневному циклу. Указание «семь оленей» не предоставляет конкретной даты и не указывает на сезон или год, в котором происходили события. Специалисты считают, что Цолькин был разработан на основе изучения траекторий Солнца, Луны и планет и применялся не для практических нужд, а в религиозных и ритуальных целях.
Помимо широко известного календаря майя, существовали и другие системы: Хааб, также известный как солнечный календарь, который насчитывает 365 дней, однако не предусматривает високосные годы; лунный календарь и календарь длинного счета. Последний предназначен для отслеживания ключевых временных циклов, и его даты можно достаточно точно соотнести с датами нашей общепринятой эры. Именно ошибочная интерпретация календаря длинного счета послужила основой для предсказаний о конце света в 2012 году.
Неизвестно, какой из этих календарей был создан первым. В представленной работе содержатся самые ранние образцы Цолькина, датировка которых достаточно надежна. Встречаются и другие календарные системы, которые потенциально могли возникнуть раньше. Однако, датировать эти артефакты затруднительно, поскольку они выполнены из камня, не содержащего углерода, необходимого для радиоуглеродного анализа. К примеру, предполагаемый образец Цолькинского календаря, обнаруженный в долине Оахака в Мексике, получает разные даты от исследователей – от 700 до 100 года до нашей эры, что не позволяет сделать однозначную интерпретацию.
Археологи выразили удивление находке глифа, изображающего оленя. Это связано с тем, что в более поздних образцах Цолькина обычно использовалось слово, а не глиф, обозначающее оленя. По мнению авторов исследования, эти фрагменты могут указывать на более ранний этап развития письменности майя.
В настоящее время некоторые общины майя продолжают применять Цолькин в своих ритуалах.