В северной части Израиля археологи нашли обширный подземный комплекс в кибуце. Изначально это сооружение использовалось для мирных целей. Однако во время восстания Бар-Кохбы ситуация изменилась.
Кибуц Хукок расположен на севере Израиля, вблизи Тивериадского озера, которое также называют Галилейским морем. Это сельскохозяйственное поселение было основано в 1945 году, хотя люди населяли эту территорию еще в древние времена.
Археологи, работающие от Управления древностей Израиля, провели раскопки в Хукоке масштабные раскопки. Для выполнения работ привлекли несколько сотен человек, среди которых были студенты, волонтеры и военнослужащие из подразделения подземных операций Армии обороны Израиля. Процесс занял несколько месяцев, и в итоге выяснилось, как изначально мирное подземное сооружение превратилось в убежище и оборонительную линию.
Под Хукоком находится подземная полость, датируемая I веком нашей эры. Изначально она выполняла функцию водохранилища. Предположительно, вода в ней аккумулировалась для использования в периоды засухи, поскольку миквы объем великоват.
В 66 году нашей эры началась Первая Иудейская война. Общепринято мнение, что это восстание евреев против римлян не было спланировано заранее, а возникло само собой. Традиционно виновником называют Гессия Флора, прокуратора Иудеи, чьи действия в отношении местного населения были чрезмерно жёсткими.
Бунт затронул не только Иудею, но и распространился на Сирию и Египет, где располагались крупные еврейские общины. Мятежники одержали впечатляющие победы: им удалось защитить Иерусалим от XII Молниеносного легиона (Legio XII Fulminata), который возглавлял правитель Сирии Гай Цестий Галл.
Именно в 70 году войск войск будущего римского императора Тита захватили Иерусалим и разрушили Второй храм. Иосиф Флавий предоставил весьма подробное описание хода Первой Иудейской войны. В частности, он упоминает сражения, проходившие на севере Галилеи, возле поселения Хукок.
Археологические находки в подземном сооружении позволили установить, что некоторые из предметов датируются I веком нашей эры. В тот же период было расширено водохранилище. По мнению исследователей, это было сделано для обеспечения убежища мирному населению. Следует учитывать, что после захвата Иерусалима мирных жителей преследовали на всей территории Иудеи и принудительно переселяли в другие римские провинции.
В 130 году император Адриан совершил поездку по своим восточным территориям. Он увидел Иерусалим, который находился в запустении, и был разочарован увиденным. Римский правитель отдал распоряжение о восстановлении города, переименовав его в Элию Капитолину, и предписал воздвигнуть храм Юпитера на месте разрушенного Второго храма. В соответствии с давней римской практикой, строительство должны были осуществлять солдаты X Парного легиона (Legio X Gemina).
И легион уже начал строительные работы. Однако в 132 году произошел новый бунт. Его возглавил Шимон Бар-Кохба, провозглашенный Мессией. Согласно свидетельству Диона Кассия, восстание было спланировано заранее. Действуя с максимальной скрытностью, участники заговора накапливали вооружение, возводили оборонительные сооружения и создавали подземные укрытия.
Согласно заявлениям израильских археологов, именно в тот период водохранилище в Хукоке было окончательно преобразовано в подземную крепость. Она включает в себя восемь отдельных помещений, соединенных между собой туннелями. Туннели характеризуются изгибами под прямыми углами. Специалисты полагают, что подобная конструкция была задумана для усложнения доступа в укрытия для воинов, вооруженных тяжелой техникой.
Вероятнее всего, защита подземных сооружений не была основной деятельностью жителей Хукока. Все артефакты, найденные в пещерах и датируемые эпохой восстания Бар-Кохбы, имеют бытовой характер. Среди них – стеклянная и керамическая утварь, а также различные украшения. Однако, согласно мнению экспертов из Управления древностей Израиля, наличие подземного убежища свидетельствует о том, что местные жители были вовлечены в восстание Бар-Кохбы.
Восстание, направленное на возрождение иудейского государства, закончилось для его участников полным крахом и стало значительной победой римских легионов, прибывших в Иудею. Император Адриан ввел полный запрет на проведение религиозных обрядов, а также на изучение и преподавание Пятикнижия. Иерусалим был превращен в языческий город.