В Франции обнаружено святилище для жертвоприношений римских легионеров.

Рядом с деревней Сен-Жю-ан-Шоссе археологи обнаружили галло-римское святилище, структура которого освещает обряды до и после римской экспансии.

Галлы II-I веков до н.э. практиковали погребения в положении сидя.

Святилище на севере Франции известно с конца XIX века. Первые его раскопки провели в конце прошлого века. По состоянию на сегодня специалисты французского Национального института охранных археологических исследований (Inrap) изучили два с половиной гектара этой местности, но по их мнению до завершения работ ещё далеко. Тем не менее эксперты подвели предварительные итоги, которые обсудят на предстоящей конференции.

На возвышенности находится место для ритуалов с хорошим видом на окрестности. Не весь периметр раскопан, однако видно, что его окружал ров глубже полутора метров и шире трёх.

В овраге обнаружено много костей животных.

Святилище относится ко II–I векам до н.э., к эпохе железного века галлов и началу римского проникновения на их территорию. На территории Франции археологи уже… нашлиМножество культовых сооружений эпохи галло-римского периода. В большинстве наблюдается плавный переход от кельтских к римским обрядам. В данном случае ситуация иная.

По периметру вырытый ров был заполнен останками животных: свиней, лошадей, овец, коз и коров. Скорее всего, это жертвенные животные, но между ними есть отличие. Скелетные останки лошадей помещались в ров после начала разложения тел. Черепа же других видов долгое время подвергались воздействию стихий, то есть оставались на поверхности до полного исчезновения мягких тканей.

Специалисты Inrap выдвигают такую гипотезу: галлы сначала готовили на огне свиней, коров, коз и овец, затем ели их на ритуальном пиру, а кости оставляли в святилищах на земле, где воздействовали солнце, ветер и осадки. На территории святилища обнаружили несколько очагов с ровными площадками вокруг них, пригодными для пира. Химический анализ показал, что там много вина употребляли и мясо жарили на очагах.

Лошадей никто не готовил и не ели — их забирали с поля битвы. Дело в том, что не только кости животных выбрасывали в ров хозяева святилища. В одной из его частей археологи обнаружили много образцов доспехов.

Найдены детали как минимум восьми щитов, один римский шлем необычной формы с ушами (известно всего десять подобных) и беспрецедентное количество пластинчатых доспехов из клепаного листового железа — 66 элементов, включая сегментированную кирасу, наручи и плечевую защиту.

В ритуалах предпочтительнее использовать доспехи противника, нежели трофейное оружие, поскольку чужими доспехами пользоваться затруднительно, а мечом — нет.

Доспехи находятся в таком состоянии, которое невозможно получить в ходе боя. Вероятно, их собрали после победы и разбили в процессе ритуала, а затем детали рассыпали по различным местам рва. По распределению предметов археологи предполагают, что элементы, обычно используемые вместе, были намеренно разделены друг от друга.

Разложившиеся лошади, разорванные доспехи — звенья единой цепи. На территории святилища обнаружили погребения людей двух типов. Первый тип типичен для галлов того времени: умерших помещали в округлые ямы у стены, сложив руки и ноги определенным образом. У одного скелета нет черепа, но археологи полагают, что это результат поздней вспашки, так как нижняя челюсть сохранилась на месте. Все скелеты принадлежали мужчинам разного возраста.

В некоторых ямах и канавах обнаружены 899 фрагментов костей, смешанных между собой, и один почти полный скелет (без головы). Специалисты установили, что смешанные кости принадлежат 15 взрослым мужчинам.

На костях из этого захоронения археологи обнаружили множество порезов, проломов, следов ударов клинком и тупым предметом. У людей из этой группы отсечены части конечностей. Некоторые повреждения получены при жизни, другие – после смерти. Все тела, к которым относятся эти кости, как и тела лошадей, начали разлагаться на поверхности, а потом их похоронили.

Сравните эту могилу с первым изображением. Здесь кости повреждены и смешаны, как будто стремились разрушить их во время церемонии.

Такое жертвоприношение совершенно нехарактерно для галльской культуры. Некоторые детали напоминают известные практики, но сам комплекс захоронений и подношений является исключительным.

Возникает образ битвы, где галлы одержали верх, похоронили своих воинов, совершили поминки и затем приносили в жертву плененных противников. Римская броня свидетельствует о том, что жертвами стали легионеры. В то же время нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что это были другие галлы с римскими доспеями, добытыми в бою.

Галлия стала римской провинцией после завоеваний Юлия Цезаря в I веке до нашей эры, что совпадает со временем основания святилища. Даже до масштабных Галльских войн случались стычки галлов с римлянами на границе, не всегда заканчивавшиеся победой последних.