В Антиохии обнаружена мозаика с надписью, выражающей благодарность

В ходе раскопок в церкви, построенной в VI веке, археологи нашли изображения небесной сферы и павлинов, а также надпись, в которой человек, ранее находившийся в рабстве, возносит благодарность Богу за обретение свободы.

Археологи из Музея Хатая в Турции) ведут раскопки христианского храма VI века в Арсузе на юге Анатолии. По меркам археологов, следы церкви нашли не так уж давно: в 2007 году житель города решил посадить саженцы апельсинов в своем саду и наткнулся на странные развалины. С тех пор их порядком расчистили. Стало ясно, что строение — трехнефная базилика. Базиликой называют тип прямоугольного здания, характерный для христианских церквей византийского периода. Стены ее не сохранились, зато мозаичные полы храма остались в хорошем состоянии.

Благодаря мозаичным надписям удалось установить, что базилика называлась Церковью трех апостолов. Этот храм известен из исторических источников, поэтому датировка VI веком представляется обоснованной. В текущем сезоне археологи продолжили работы по освобождению мозаик базилики и обнаружили изображение, не лишенное своеобразия. На нем изображены небеса и павлины – нетипичная деталь для христианских храмов. В центре располагается надпись, свидетельствующая о том, что мозаика создана бывшим рабом в знак признательности за обретение свободы.

Создание мозаики – процесс трудоемкий, требующий значительных затрат времени и средств, а также определенных умений. Поэтому весьма вероятно, что раб занимался мозаикой и до освобождения, выполняя работу собственными силами. Другой вариант заключается в том, что он мог накопить состояние и нанять опытного мастера.

Следует также учитывать местоположение находки. В VI веке нашей эры населённый пункт, современное название которого Арсуз, принадлежал Антиохии: он служил портом, через который осуществлялись морские коммуникации с ней – когда-то крупнейшим городом провинции. В некоторых исследованиях Арсуз связывают с Искендеруном, однако большинство историков считают это не совсем верным. Искендерун был основан Александром Македонским и первоначально назывался Александреттой (Малая Александрия). Арсуз же длительное время не имел собственного наименования, поскольку считался портом Антиохии (хотя расстояние между ними значительное).

Антиохия, несомненно, занимает одно из ключевых мест в истории этого региона. Город был основан полководцем Александром Македонским Селевк Никатор и назвал его в честь своего отца Антиоха. Правда, сына Селевка тоже звали Антиохом, но основная версия все же говорит об отце. Селевк относился к тем полководцам Александра, которых историки называют диадохами — теми, кто после смерти прославленного завоевателя разделили его империю. Войны между диадохами шли больше 20 лет — с 323 по 301 год до нашей эры. Селевк, как понятно из имени, в результате стал основателем Империи Селевкидов, а Антиохия долгое время была ее столицей.

Благодаря завоеваниям Тиграна II Антиохия ненадолго вошла в состав Великой Армении (Тигран даже временно переместил туда столицу своего государства), однако уже в I веке до нашей эры она перешла под контроль Рима. Около IV века нашей эры Антиохия становится важным центром христианства. По мнению историков, именно в этом городе последователей новой веры впервые назвали христианами. И, по имеющимся сведениям, именно посещение Антиохии убедило императора Юлиана Отступника, утверждать, что возрождение язычества невозможно, весьма затруднительно, поскольку это утверждение сложно поддается проверке).

Христианизация сопровождалась активным строительством храмов. Ключевым из них стал Великий храм, закладка которого относится к временам Константина Великого, а завершение строительства – к периоду его преемника Констанция II. Помимо него, было возведено множество других церквей. Трехнефовая базилика являлась распространенным типом христианского храма в Антиохии.

Антиохия и её прилегающие территории часто подвергались разрушительным землетрясениям. Из исторических записей известно, что первое зафиксированное произошло в 148 году до нашей эры, во времена Селевкидов. Следующее бедствие случилось в 37 году нашей эры, при римском императоре Калигуле. Землетрясение 115 года едва не стоило жизни императору Траяну, который в то время находился в Антиохии и готовился к походу в Парфию. Императору (которому тогда исполнилось 61 год) чудом удалось выбраться из окна разрушающегося строения, в то время как многие из его сопровождающих погибли. Помимо этого, город неоднократно объяты огнём. Учитывая такую последовательность бедствий, археологические слои оказались частично нарушены, но главное – скрыты под другими постройками или слоем почвы. Поэтому не удивительно, что над базиликой VI века в XXI веке могла существовать апельсиновая роща.