Крупнейший средневековый город Южной Африки хранил воду в десятках больших резервуаров. Новая научная работа демонстрирует, как такая система давала поселению доступ к надежному водоснабжению в регионе с непредсказуемой погодой.

В горной местности Зимбабве на юго-востоке страны располагается комплекс каменных сооружений, площадью 24 гектара, известный как Большое Зимбабве. Это один из немногих средневековых городов Африки к югу от Сахары и самый большой среди них.
По нынешним представлениям, город основали в IX веке нашей эры. Строители и жители — народ шона из группы банту. Само слово «зимбабве» на языке шона означает «большой каменный дом», а страна получила своё название от древнего города. К XI веку он стал столицей Королевства Шона (некоторые называют Мономотапой), контролировавшего части современных Зимбабве и Мозамбика. Город с населением от десяти до 18 тысяч человек процветал, пока не был заброшен в XVII веке по неизвестным причинам.

Как жители большого Зимбабве удовлетворяли свои нужды?
Поставку воды представляла особую сложность: в районе расположения города часты засухи. Обеспечение стабильной подачей воды для населения и скота должно было стать проблемой. В таких условиях обычно выживают кочевники, но не горожане, привязанные к одному месту. Интересно, помогали ли средневековым предкам молитвы или использовали другие методы? Ведь в религиозных культах современных шона поклонение богу воды и просьбы о дожде — одни из центральных элементов.
Авторы ответили на этот вопрос. статьи, опубликованной в журнале AnthropoceneС помощью методов дистанционного зондирования и раскопок исследователи изучили ряд больших впадин в ландшафте, которые местные жители называют «дхака». Раньше эти углубления не изучали, так как считалось, что их выкопали только для сбора глины, используемой при строительстве в городе.

Новые исследования показывают, что ямы использовались для хранения и распределения воды в городе. Углубления вырыты там, где могли собирать поверхностные воды, а также просачивались грунтовые воды. В них вода находилась в засушливые периоды года.
Учёные обнаружили больше ям «дхака», чем считалось ранее. Найденные ямы расположены там, где после дождя образуются ручьи или грунтовые воды выходят на поверхность. Положение и конструкция впадин подтвердили исследователям мысль о том, что ямы «дхака» работали как система для обеспечения стабильного водоснабжения вне сезона дождей. По оценкам учёных, система могла вмещать 18 тысяч кубических метров воды.

Жители Большого Зимбабве создали системы сбора и регулирования воды в регионе с тремя разными климатическими периодами: жарким и сухим, теплым и влажным, а также теплой и сухой зимой. Такая система водоснабжения была необходима для развития городского общества, которое нуждалось в обеспечении водой жителей, скота и сельскохозяйственных угодий.
Фрагментарность данных не мешает формированию убедительного портрета Большого Зимбабве: люди, земля и вода были тесно связаны на протяжении длительного времени, а в некоторой степени это взаимодействие сохраняется и сейчас. Родники и дождевая вода служили источниками для городского населения: правящей элиты, религиозных лидеров, ремесленников и торговцев. Водохранилища находились на стратегических позициях, чтобы удовлетворить спрос на воду в полной мере.
Исследователи рассчитывают, что изучение ям «дхака» в других местах тоже позволит понять, как средневековые общества региона управляли водными ресурсами.
Некоторые ученые считали, что покидание Большого Зимбабве в XVII веке и исчезновение крупных городов на юге Африки при сохранении народа шона связаны длительным снижением уровня осадков из-за глобального похолодания (малый ледниковый период). В таком случае система резервуаров для воды могла компенсировать лишь один или два засушливых сезона, но не перенастроить климат в новое, более холодное и сухое состояние.