Учёные поведали о необычных обрядах последователей богатого карлика Беса.

Ученые из Италии и США изучили остатки содержимого двухтысячелетней вазы из коллекции Музея искусств Тампы во Флориде.
Выбор объекта для исследования не случаен: ваза исполнена в форме головы одного из самых загадочных божеств Древнего Египта — Беса. Результаты исследования представлены в статье, которая сейчас проходит рецензирование в научном журнале. текстом можно ознакомиться на сайте препринтов Research Square.

Исследователи древнеегипетской мифологии до сих пор спорят о божественном происхождении и общественных функциях Беса, также известного как Бэс или Бесу. Не совсем ясно, является ли это божество египетским или его культ пришел из других мест.
Загадка Беса заключается в отсутствии храмов или святилищ, посвящённых ему. Несмотря на это, его изображения встречаются повсеместно. В отличие от привычных нам древнеегипетских богов, которые изображались в образах высоких стройных людей, Бес — карлик, да и то довольно безобразный.
Этот маленький демон не был злобным существом. Скорее, защищал людей (в особенности детей и матерей) от злых духов. В мифологии присутствует как помощник другим богам в их благодеяниях, а также как защитник верховного бога Гора в его младенчестве.
Бес считался личным хранителем каждого человека. Археологические находки — амулеты, посуда, предметы домашнего обихода — украшены изображениями этого карлика. Даже не самое привлекательное лицо Беса воспроизводили на сосудах с косметическими маслами и красками. Похоже, он защищал красоту женщин, невзирая на свою внешность.
На больших рельефах его изображают либо стражем молодого Гора, либо спутником других богов — подробности обрядов, связанные с ним, остаются загадкой.
Египтологи полагают, что расцвет культа Беса пришёлся на эпоху Нового царства Древнего Египта (1550-1069 годы до нашей эры). Датировка вазы из коллекции Музея искусств Тампы указывает на то, что в эллинистическом Египте этого карлика-защитника также почитала.
Предполагается, что египтяне применяли посуду с изображениями Беса для проведения его обрядов, которые могли быть личными, а не массовыми. Состав выпитого из такого сосуда напитка имел большое значение.
С помощью современных технологий, позволяющих анализировать состав смесей, ученые выяснили, из каких веществ состоял напиток, приготовленный почитателями Беса.
Мед и фруктовые соки, скорее всего, придавали ему приятный вкус.
Главным компонентом старинного зелья была гармала обыкновенная — психоактивное растение с галлюциногенными свойствами. Peganum harmalaЭто растение, известное как сирийская рута, производит семена, содержащие много алкалоидов, вызывающих сновидения-подобные видения.

Но сирийская рута — не единственное вещество, вызывающее галлюцинации, в этом таинственном напитке. Nimphaea nouchali var. CaeruleaПапирус — растение, которое в Египте почитали как святое и применяли в обрядах. Содержит алкалоиды.
В состав смеси помимо галлюциногенов входили также человеческие жидкости: кровь, грудное молоко, слюна и субстанция, которую ученые предположили быть вагинальными выделениями.
Исследователи полагают, что подобный напиток был маловероятным для домашней церемонии. Вероятнее, существовала группа последователей Беса, совершавших ритуалы с коктейлями из необычных составляющих.
Результаты способствуют пониманию древних систем верований, культурных практик и использования природных ресурсов, что в конечном итоге расширяет знания о прошлых обществах и их взаимосвязи с природой.