В Бретани раскопали два неизвестных галло-римских фанума

На северо-западе Франции археологи нашли крупный храмовый комплекс времен римской Галлии.

В Бретани раскопали два неизвестных галло-римских фанума

Небольшая статуэтка бога Марса / ©Inrap

Сотрудники французского Национального института охранных археологических исследований (Inrap) сообщили о предварительных результатах раскопок в коммуне Ла-Шапель-дель-Фужерес, что находится в регионе Бретань.

К сегодняшнему дню на территориях, некогда называвшихся Галлией, археологи обнаружили немало древних священных мест. Но новая находка выглядит очень важной даже на этом фоне. Мало того, что само святилище достаточно хорошо сохранилось, так еще видны постройки, окружавшие его. Все это вместе дает представление о повседневной жизни как служителей храмового комплекса, так и посетителей.

Раскопки провели на площади более семи гектаров. Культовый комплекс состоит из большого святилища, ограниченного с двух сторон 60-метровой галереей с колоннами. Два храма — один побольше и один поменьше — представляют собой типичные романо-кельтские фанумы.

Храмовый комплекс в представлении художника / ©Marie Millet, Inrap
Храмовый комплекс в представлении художника / ©Marie Millet, Inrap

Так называют храм квадратной кладки, в центре которого устраивали целлу (святилище), огороженную внутренней квадратной галереей. В целлу помещали фигуру божества, которому посвящен храм. Верующие возносили свои молитвы и подношения на галерее.

Комплекс сразу из двух фанумов — редкая находка. Археологи предполагают, что большой храм был посвящен главному божеству (или божествам) святилища, малый — божествам второстепенной важности. Паломников в святилище встречала площадка с колодцем и двумя небольшими постройками.

Храмы построены в I веке до нашей эры, сразу после римского завоевания Галлии. И функционировали они, по мнению специалистов, не менее пяти столетий, до IV века нашей эры.

На территории комплекса археологи нашли небольшую бронзовую статуэтку бога Марса. Можно предположить, что по крайней мере один из храмов был посвящен ему. Интересно, что в римской Галлии Марс был не столько кровожадным богом войны, сколько доброжелательной фигурой — защитником, божеством-целителем.

Также сотрудники Inrap обнаружили неповрежденную бронзовую чашу, на которую нанесены знаки Юпитера. Ее ручки украшены рельефами орла и изображениями стилизованных молний. Орел и молния — символы Юпитера. Очевидно, в святилище поклонялись и ему, но вот в главном храме или во второстепенном — неясно. Вообще, в римском пантеоне Юпитер был выше Марса, однако на практике, если для той или иной местности был важнее культ Марса, более крупный храм могли посвятить и ему.

Бронзовая чаща / ©Inrap
Бронзовая чаща / ©Inrap

В дополнение к двум храмам специалисты раскопали жилые дома и бани площадью 120 квадратных метров. Как мы неоднократно отмечали, римляне все территории, которые завоевывали, устраивали по своим представлениям о необходимом комфорте. Бани — непременный элемент их образа жизни. Судя по размеру, они предназначались для общественного пользования, в том числе для посетителей святилища.

Бретань, которую тогда называли Арморикой, была заселена сразу несколькими кельтскими (галльскими) племенами. Большинство их названий можно встретить в источниках, только когда какой-нибудь древний историк описывает сражение и перечисляет его участников. На территории коммуны Ла-Шапель-дель-Фужерес жили редоны, обосновавшиеся вокруг своего главного города — Кондата (современное название — Ренн).

Они покорились римским войскам под руководством Красса в 57 году до нашей эры. Но всего через пять лет редоны предоставили людей галльской коалиции под предводительством Верцингеторикса для участия в Битве при Алезии. Римляне под предводительством Гая Юлия Цезаря разбили войска коалиции, и это сражение стало окончанием одной из Галльских войн.

Как мы видим, войны не помешали не только мирному обустройству, но и постепенному проникновению римских религиозных взглядов и обычаев в жизнь галлов. Римляне строили дороги, храмы, бани, а галлы всем этим с удовольствием пользовались — не забывая, впрочем, время от времени бунтовать против завоевателей.


Источник