В Антарктиде обнаружен затонувший корабль Шеклтона

Более века «Эндьюранс» покоится на дне моря, но наименование судна сохранилось на его корпусе.

©Наследие морского наследия Фолклендских островов / Автор: Годефридус Викторинус

Участники Фонда морского наследия Фолклендов заявилиПодводные археологи нашли баркентину «Эндьюранс» Эрнеста Шеклтона, руководителя Имперской трансантарктической экспедиции. Судно было раздавлено льдами в море Уэдделла в 1915 году.

Многие сегодня не помнят сэра Эрнеста Шеклтона среди исследователей Антарктики. Возможно, причиной тому то, что даже его современники не до конца поняли вызовы, которые команда «Эндьюранса» («Выносливость») успешно преодолела.

Раздавленный льдами «Эндьюранс» / ©wikipedia.org

Шеклтон не учился нигде, кроме школы, и пошел на службу матросом в шестнадцать лет. Спустя четыре года он сдал экзамен на звание помощника капитана торгового флота, а ещё через такой же срок — на звание капитана. Во время Англо-бурской войны познакомился со сыном одного из спонсоров Британской антарктической экспедиции и после этого посвятил жизнь исследованиям Южного континента и его морей.

Возможно, Имперская трансантарктическая экспедиция является самой значимой для Шеклтона. Впрочем, не с точки зрения научных открытий.

Экспедиция из двух отрядов по двадцать восемь человек, оснащённых двумя суднами, планировала пересечь Антарктический континент в его самом узком месте (около двух тысяч девятьсот километров). Шеклтон хотел подойти на корабле к берегу. моря УэдделлаМожно там зимовать, а следующим летом отправиться в путь. проливу Мак-Мердо.

Корабль «Аврора» у острова Росса (в проливе Мак-Мердо) сорвало с якоря; экипаж с трудом добрался до Новой Зеландии. «Эндьюранс» пытался пробиться сквозь льды, но не достиг берега из-за зажатости в них. Некоторое время команда оставалась на судне, но потом началось разрушение корпуса. Шеклтон оборудовал лагерь на льду.

Люди оказались в безнадежной ситуации: основной запас провизии был на «Авроре». Ее экипаж ожидал на острове Росса тех, кто отправился через материк. В результате съели не только всех собак, но и кота одного из матросов, что едва не привело к конфликту, крайне опасном в сложившихся обстоятельствах.

Шеклтон осознал, что продолжать дрейфовать на льду невозможно: лагерь уносило все дальше от населенных мест. Весной 1916 года команда достигла острова Элефант, однако оставаться там было бесполезно — это место не располагалось по обычным торговым или промысловым маршрутам.

Шеклтон со пятью добровольцами отправился на шлюпке к острову Южной Георгии, где базировались китобои. Путешествие было трудным: более 1500 километров преодолевали в постоянных штормах, включая девятибалльные. Дойти до базы китобоев не удалось из-за погоды, пристали с другой стороны острова. Люди вынуждены были пробираться через горы.

Шеклтон добился спасения своих товарищей с острова Элефант. Было несколько неудачных попыток, но к августу 1916 года команда «Эндьюранса» была спасена — выжили все 28 человек.

Часто погружённые корабли трудно идентифицировать. Здесь же сомнений нет — это «Эндьюранс».

Исследователи, обнаружившие корабль Шеклтона «Эндьюранс», утверждают, что он хорошо сохранился. «Корабль стоит вертикально, надежно держится на морском дне, цел и находится в прекрасном состоянии. На корме даже видна надпись «Эндьюранс»», — рассказал один из руководителей работ Менсун Баунд.

Даже летом воды моря Уэдделла не подходят для погружений людей, поэтому снимки сделаны с помощью подводных дронов. На кадрах виден штурвал и снасти, разгруженные на корме. Деревянные части судна, хотя повреждены льдом, всё ещё целы. Морские анемоны, губки и другие мелкие обитатели океана обосновались на обломках, но, похоже, не причинили им вреда.

Затопленное судно защищено как исторический объект и памятник в соответствии с Договором об Антарктике: это гарантирует, что во время изучения и съёмки не допустимо прикасаться к нему или каким-либо образом его повреждать.