В Англии ушел с молотка тревожный чемоданчик охотника на вампиров

Набор для уничтожения вампиров, изготовленный в XIX веке по заказу британского пэра, продали на аукционе Hansons Auctioneers.

В Англии ушел с молотка тревожный чемоданчик охотника на вампиров

Кадр из мультфильма «D: Жажда крови» (Vampire Hunter D: Bloodlust) / © BMG Funhouse

Деревянный сундучок с необходимыми для победы над нежитью инструментами первоначально оценивали в две-три тысячи фунтов стерлингов (2400-3600 долларов), но в итоге продали за 13 тысяч фунтов (15 700 долларов). С учетом премии покупателя — дополнительный аукционный сбор, некогда сгубивший Кису Воробьянинова — окончательная цена составила 16 900 фунтов (20 200 долларов).

Футляры с инструментами для охотников на вампиров сбывают не столь уж редко, но обычно их содержимое представляет собой совершенно бросовые наборы. Например, в одном из проданных два года назад сундуков находились перочинный нож, бутылка с зубами акулы и фигурка монаха-волка из слоновой кости. Не вполне понятно, как эти предметы должны помочь охотнику на вампиров в его непростой работе. Но свежепроданный «тревожный чемоданчик» содержит отнюдь не случайный набор предметов.

Все, что нужно последователю Ван Хельсинга / ©Hansons Auctioneers
Все, что нужно последователю Ван Хельсинга / ©Hansons Auctioneers

Сундучок, как и наполняющие его вещи, изготовили в конце XIX века по заказу Уильяма Малкольма Хейли — его инициалами помечены некоторые предметы набора. Хейли родился в 1872 году, учился в Оксфорде и в возрасте 24 лет поступил на гражданскую службу в Индии. Карьера складывалась весьма удачно: он был губернатором Пенджаба с 1924 по 1928 год и губернатором Объединенных провинций Индии с 1928 по 1934 год. В 1921-м его посвятили в рыцари, а спустя 15 лет возвели в пэры. Позже Хейли работал директором Африканской службы. Зачем такому человеку — администратору, дипломату и законнику — столь необычный набор? Посмотрим на инструменты грозы вампиров.

Дубовый футляр украшен двумя латунными распятиями на крышке, которые служили секретными запорными устройствами на случай, если замок и ключ выйдут из строя. Внутри находятся выдвижной лоток с прорезями для пары маленьких пистолетов, фляжки с порохом и бутылочки со святой водой. Под лотком сделаны отделения, в которых хранятся готическая Библия, деревянный кол и молоток, украшенные металлическими элементами, пара латунных подсвечников, еще одно распятие, зеркало и четки. Согласитесь, с подобным набором охотник должен чувствовать себя увереннее, чем с зубами акулы.

В карьере Малкольма Хейли на индийской гражданской службе нет ничего такого, что могло бы навести на мысль об охоте на вампиров, нет и личных записей, которые объяснили бы эту связь. Но так как эксперты датировали его концом XIX века, можно предположить, что мысли о вампирах запали в голову молодого англичанина под седыми сводами Оксфорда. Кровососущая нежить тогда была популярной темой в массовой культуре. Но так было не всегда.

Не вполне ясно, насколько удобно охотиться на вампиров, таская за собой такой сундук / ©Hansons Auctioneers
Не вполне ясно, насколько удобно охотиться на вампиров, таская за собой такой сундук / ©Hansons Auctioneers

Хотя в фольклоре разных стран различного рода вампиры, упыри и вурдалаки представлены достаточно широко, в кругу образованных людей разговоры об «ужасах ночи» особо не были приняты. Все изменилось в начале XIX века. В 1819 году была опубликована повесть «Вампир» английского писателя и врача Джона Полидори. Это первое в истории художественной литературы произведение, в котором описаны вампиры современного образа.

История создания повести связана с именами Байрона (Полидори был его личным врачом и путешествовал вместе с поэтом), Перси Бишопа Шелли и Мэри Годвин (будущая Шелли). Именно эта тесная компания сподвигла трезвомыслящего медика написать «совершенно неправдоподобную» историю.

Книга пользовалась популярностью в обществе, а Полидори стал первым автором, который превратил вампира из дикого чудовища из сказок в аристократа высших слоев общества. О таком вампире и поболтать было приятно. Охотник на вампиров становился не грубой деревенщиной с осиновым колом, а образованным человеком, умело сочетающим проверенные народные средства (осиновый кол), религиозные символы (распятие, святая вода) и достижения цивилизации (пистолеты).

Своего пика интерес к вампирам достиг к концу века, после выхода в 1897 году романа Брэма Стокера «Дракула». Будущий пэр Англии Малкольм Хейли тогда уже служил в Индии. Неизвестно, был при нем набор охотника на вампиров и находил ли он в Пенджабе цели для применения предметов из сундучка.


Источник