В древнем городе Сагалассос нашли кремационное захоронение с необычными особенностями: его дважды запечатали и покрыли изогнутыми гвоздями. Ученые предполагают, что так живые пытались оградить мир от потенциально неспокойного умершего.

Основание Сагалассоса пришлось на конец V века до нашей эры, когда регион входил в Ахеменидскую империю. К II веку до нашей эры город стал значимым центром эллинистического Пергамского царства. В 25 году до нашей эры Октавиан Август присоединил его к римской провинции Галатия, что ознаменовало период наивысшего расцвета города.
Возникли большие общественные сооружения, городские площади и улицы. Появилось гончарное производство, выпускавшее качественную красноглиняную керамику, которая пользовалась огромным спросом. В поздний период Античности значение города уменьшилось, но производство одноименной керамики продолжалось.

В VII веке мощное землетрясение почти разрушило город Сагалассос, его население значительно сократилось, и он превратился в основном в аграрную местность. В XIII веке крепость была разрушена во время межечных войн сельджукского султаната — таким образом закончилась история древнего города. Руины Сагалассоса оставались нетронутыми до конца XX века, пока археологи им не заинтересовались.
В журнале Antiquity опубликована работаАрхеологи из Левенского католического университета (Бельгия) рассказали об уникальной гробнице римского периода Сагалассоса. Кремационное захоронение датировано 100-150 годами нашей эры.
Похороненного мужчину кремировали и оставили на месте сожжения. Останки костей лежали так, будто к ним вообще никто не прикасался после того как сгорел человек. Такая практика встречается редко в римской традиции: обычно прах помещали в урну и хоронили либо в могиле, либо в гробнице. Однако странностей ещё больше.
По краям кремационного костра разбросано 41 загнутый и скрученный гвоздь. Гвоздями не пользовались для практических целей, например, крепления места разведения огня, а их расположение по периметру указывает на определённый порядок размещения. Поверх ещё тлеющего костра уложили плотно 24 уплощенных кирпича большого размера. Кирпичи покрыли толстым слоем штукатурки. В итоге получилась массивная и хорошо запечатанная гробница.
В отдельности эти практики известны по римским кладбищам: кремация на месте, покрытие из плитки или штукатурки, и случайный загнутый гвоздь. Но все вместе их раньше не обнаруживали. Авторы работы предположили, что сочетание этих методов погребения призвано оградить мир живых не просто от мира мертвых, а от конкретного умершего человека. Возможно, это связано с его особенной репутацией при жизни.
В первый момент показалось, что похоронили человека не самого положительного, а гробницу запечатали без особых стараний. Однако во время раскопок обнаружился не только перекошенный гвоздиный набор, который учёные считают ритуальным, но и обычный погребальный инвентарь.
Монет, несколько мелких глиняных сосудов и два сосуда из дутого стекла — вот что найдено на этом месте вместе с предметом, имеющим шарнир, назначение которого пока неясно. Подобные предметы часто обнаруживаются в захоронениях первой половины II века, что говорит о том, что «опасного» мертвеца хоронили с почестями.

Авторы полагают, что в необычной кремационной могиле погребли близких родственников покойника. На подготовку и проведение похорон ушло несколько дней. Рядом археологи обнаружили еще несколько захоронений той же эпохи, но нельзя утверждать, что это семейное кладбище — останки сожжённого человека не поддаются анализу ДНК.
Возможно, странное захоронение было устроено для защиты от необычной или неестественной смерти. Исследователи не обнаружили на костях признаков травм или болезней, поэтому предполагают воздействие магии, которую мог практиковать покойный. Если это колдовство пугало окружающих, то их желание сделать все, чтобы мертвец ни в коем случае не вернулся, становится понятным.