Обнаружена гробница римского мага в Анатолии

В древнем городе Сагалассос было найдено нетипичное погребальное сооружение, предназначенное для кремации: оно было дважды запечатано и покрыто изогнутыми гвоздями. Специалисты полагают, что таким образом представители мира живых стремились оградить себя от потенциально беспокойного умершего.

Город Сагалассос был основан в конце V века до нашей эры, когда эти земли принадлежали империи Ахеменидов. К II веку до нашей эры он превратился в значимый городской центр эллинистического Пергамского царства. В 25 году до нашей эры Октавиан Август присоединил его к римской провинции Галатия, что ознаменовало период его наибольшего процветания.

Возвели значительные общественные здания, городские площади и улицы. Началось гончарное производство, которое выпускало высококачественную керамику из красной глины, пользовавшуюся большим спросом. В период поздней Античности роль города уменьшилась, однако он и дальше выпускал керамику, носящую его имя.

В VII веке нашей эры мощное землетрясение едва не стерло город с лица земли, численность населения Сагалассоса значительно уменьшилась, и он превратился преимущественно в сельскохозяйственный центр. В XIII веке его крепость была уничтожена в ходе местных конфликтов, происходивших в сельджукском султанате, что стало концом истории древнего поселения. До конца XX века руины Сагалассоса сохранялись в неприкосновенности, пока ими не заинтересовались археологи.

В журнале Antiquity опубликована работа археологов из Левенского католического университета (Бельгия), в которой они рассказывают об уникальной гробнице римского периода Сагалассоса. Это кремационное захоронение датировали 100-150 годами нашей эры.

Тело умершего мужчины (взрослого) было кремировано и оставлено на том же месте – на костре для кремации. По расположению костных фрагментов видно, что после сжигания к ним не прикасались. Подобный обычай не характерен для римской традиции: как правило, прах собирают в урну, а затем захоранивают в могиле или помещают в гробницу. Но на этом необычные обстоятельства не заканчиваются.

У края кремационного костра кто-то разбросал 41 загнутый и скрученный гвоздь. Эти гвозди не могли быть применены для каких-либо практических нужд, например, для фиксации конструкции кострища, и их расположение по окружности указывает на то, что они были размещены намеренно, в определенной последовательности. На поверхность еще тлеющего костра плотно уложили 24 уплощенных кирпича значительного размера. После этого кирпичи покрыли толстым слоем штукатурки, что привело к образованию довольно массивной и герметичной гробницы.

Отдельно каждая из этих практик была известна по римским некрополям: кремация на месте захоронения, мощение плиткой или штукатуркой, а также находки согнутых гвоздей. Однако, ранее их одновременное сочетание в одном месте не зафиксировано. В своей работе авторы высказали предположение, что сочетание этих погребальных ритуалов должно было отделить мир живых не просто от мира усопших, а от конкретного умершего. Вероятно, это связано с его выдающейся репутацией при жизни.

С первого взгляда кажется, что похоронили человека, чья репутация была не безупречной, и гробница была запечатана на скорую руку. Однако, помимо перекрученных гвоздей, которые, по мнению специалистов, имеют ритуальное значение, в могиле был обнаружен и вполне обычный погребальный инвентарь.

В ходе раскопок обнаружена монета, датируемая II веком, несколько небольших керамических сосудов I века, два сосуда из выдутого стекла и пока еще не идентифицированный предмет с шарниром. Подобные находки нередко встречаются в захоронениях, относящихся к первой половине II века, что позволяет предположить, что «опасного» умершего погребали с соблюдением определенных ритуалов.

По мнению авторов, человека, обнаруженного в этой необычной кремационной могиле, вероятно, похоронили его ближайшие родственники, на организацию и проведение похоронной церемонии у которых потребовалось несколько дней. В непосредственной близости археологи обнаружили и другие захоронения, датируемые примерно тем же периодом, однако установить, являлось ли это семейным кладбищем, не представляется возможным — останки сожженного человека оказались не подходящими для анализа ДНК.

Необычное погребение, возможно, было организовано как мера предосторожности против странной или неестественной кончины. Однако исследователи не выявили на костях никаких следов травм или заболеваний. Поэтому они полагают, что причиной послужили магические практики, которыми, возможно, обладал усопший. Если же эти колдовские действия вызывали страх у окружающих, то вполне понятно их стремление обеспечить, чтобы умерший не вернулся.