Археологи узнали, какие материалы использовали викинги для изготовления браслетов

В Северной Европе воины использовали бисер, для изготовления которого стекло получали из античных храмов. Однако, местные мастера использовали творческий подход к переработке древних материалов.

Специалисты из Орхусского университета, расположенного в Дании, провели исследование образцов бисера и инструментов, использовавшихся в мастерской по его производству. Эти артефакты были взяты из коллекции Музея Юго-Западной Ютландии. Полученные данные представлены в работе, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Авторы исследования использовали электронный микрозондирование и метод лазерной абляции для изучения состава средневековых бусин различных цветов и следовых отложений, сохранившихся на тиглях, применяемых для их изготовления. Все эти артефакты были обнаружены в ходе раскопок двух мастерских, расположенных в городе Рибе — одном из наиболее значительных торговых центров эпохи викингов. Прибрежные города, имевшие торговое значение, называют эмпориями.

Первые археологические свидетельства, касающиеся Рибе, датируются началом VIII века. Этот город является наиболее ранним из крупных торговых центров, основанных викингами. Раскопки Рибе начались в 1970-х годах, и изначально был обнаружен лишь сильно застроенный участок (позднее было найдено поселение земледельцев). Обнаружено большое количество артефактов, что позволило установить, что археологи нашли важный торговый центр, а также некоторые специализированные ремесленные мастерские, в частности, занимавшиеся изготовлением бусин.

Некоторые могут решить, что бусины не имеют особого значения. В разные эпохи люди нанизывали на нити любые доступные предметы, начиная от раковин моллюсков и заканчивая костями. Число и внешний вид таких украшений служили способом определения социального статуса. Однако, возникает вопрос, зачем этим суровым северным воинам были нужны подобные украшения?

Археологические открытия, относящиеся к эпохе викингов, указывают на высокую ценность такого товара, как бисер и бусины различной цветовой гаммы и размеров. В то время как женские украшения обычно изготавливались с использованием бисера разных цветов, для мужских изделий предпочитали синие и белые оттенки.

Мы рассказывали о том, как обстояло дело с производством стекла и изделий из него в Римской империи. Но Рим пал, а варвары, пришедшие в Европу, в VIII веке еще не смогли наладить свое производство. И тогда в ход пошло стекло, оставшееся от Античности. Тессеры (кубики мозаики) срывали с мозаик в заброшенных римских и византийских храмах, дворцах и банях, перевозили на север и продавали в городах-эмпориях, таких как Рибе. Там мастера по изготовлению бус переплавляли их в больших сосудах и придавали им форму бусин.

Ранее археологи считали, что изменения ограничивались только формой, а не цветом. Это выглядело вполне обоснованным: зачем прибегать к экспериментам и менять цвет, если можно просто выбрать подходящий элемент мозаики?

Авторы нового исследования пришли к выводу, что ситуация оказалась сложнее. Белые бусины получили в процессе переплавки тессеров из золотой фольги при невысокой температуре, что привело к образованию пузырьков и, как следствие, к непрозрачному белому оттенку.

Специалисты выяснили, что ремесленники эпохи викингов удаляли значительную часть сусажного золота до его переплавки. Однако даже небольшого количества оказалось достаточно для создания непрозрачных белых бусинок. Исследователи полагают, что даже если первоначальный результат был случайным, впоследствии стеклоделы обратили внимание на эту технологию и начали широко использовать «золотые» тессеры для изменения оттенка.

Обнаружение сусального золота зафиксировано не только в белых, но и в синих бусинах, изготовленных в тех же мастерских. Анализ химического состава указывает на то, что они созданы из смеси синих и золотых мозаичных кубиков. Полученные данные отличаются от предыдущих.

При холодной переплавке «золотых» кубиков мастера изготавливали непрозрачный, молочно-белый бисер. Однако при добавлении сусального золота к синим бусинам происходил противоположный эффект: они приобретали прозрачность. Это объясняется тем, что синие элементы римской мозаики содержали значительное количество химических веществ, делавших их непрозрачными. Для мозаики это было допустимо, однако, согласно археологическим находкам, викинги отдавали предпочтение прозрачному синему бисеру.

В дальнейшем мастера, занимавшиеся изготовлением бисера, научились изменять цвет изделий и другими способами. Они стали добавлять отдельные красители в расплавленное стекло, а не просто смешивать кубики римской мозаики, что позволяло получать красные, черные, зеленые и желтые оттенки. Для этого, согласно теории, необходима была достаточно высокая температура.

Наличие остатков вещества на тиглях, найденных в мастерских, указывает на то, что окрашивание такого уровня сложности выполнялось непосредственно там. Это свидетельствует о том, что ремесла эпохи викингов были значительно более развиты и имели более сложные структуры, чем предполагалось ранее.