Ученые выяснили, из чего викинги плели свои фенечки

Воины Северной Европы украшали себя бисером, стекло для которого добывали в античных храмах. Впрочем, их мастера творчески подходили к переплавке древнего наследия.

Ученые выяснили, из чего викинги плели свои фенечки

Викинги предпочитали синие и белые бусы / ©Follow the Vikings

Исследователи из Орхусского университета (Дания) изучили образцы бисера, а также утварь из мастерской по его изготовлению. И то, и другое взяли из коллекции Музея Юго-Западной Ютландии. Результаты представлены в работе, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Авторы статьи с помощью электронного микрозондирования и метода лазерной абляции проанализировали состав средневековых бусин разного цвета и следовые отложения, оставшиеся на тиглях для их производства. Все эти находки были сделаны при раскопках двух мастерских в городе Рибе — одном их крупнейших центров торговли эпохи викингов. Такие торговые прибрежные города называют эмпориями.

Даже малая примесь золота меняла цвет римского стекла / ©Museum of Southwest Jutland
Даже малая примесь золота меняла цвет римского стекла / ©Museum of Southwest Jutland

Первые археологические данные по Рибе относятся к началу VIII века. Это самый ранний из крупных торговых городов викингов. Его начали раскапывать в 1970-х годах и первоначально нашли только весьма плотно застроенный участок (позже обнаружили место земледельческой общины). Огромное количество артефактов указывало на то, что археологи нашли центр торговли, а также некоторые специализированные ремесленные мастерские, в том числе по производству бусин.

Может показаться, что бусины — это сущая мелочь. Люди в разное время нанизывали на нитки все, что было под рукой, от раковин моллюсков до костей себе подобных. Количество и качество таких украшений было средством социального позиционирования. Но, казалось бы, зачем все эти бусы суровым северным воинам?

Однако находки эпохи викингов свидетельствуют о том, что бисер, бусины разных цветов и размеров были крайне востребованным товаром. И если женские украшения, как правило, делали из бисера разных цветов, то для мужских изделий выбирали в основном синие и белые.

Мы рассказывали о том, как обстояло дело с производством стекла и изделий из него в Римской империи. Но Рим пал, а варвары, пришедшие в Европу, в VIII веке еще не смогли наладить свое производство. И тогда в ход пошло стекло, оставшееся от Античности. Тессеры (кубики мозаики) срывали с мозаик в заброшенных римских и византийских храмах, дворцах и банях, перевозили на север и продавали в городах-эмпориях, таких как Рибе. Там мастера по изготовлению бус переплавляли их в больших сосудах и придавали им форму бусин.

Не умея самостоятельно изготавливать стекло, варвары раннего Средневековья добывали его в античных храмах и дворцах / ©Museum of Southwest Jutland
Не умея самостоятельно изготавливать стекло, варвары раннего Средневековья добывали его в античных храмах и дворцах / ©Museum of Southwest Jutland

До сих пор археологи предполагали, что дело ограничивалось изменением формы, но не цвета. И это казалось логичным: зачем экспериментировать и менять цвет, если можно просто подобрать подходящий кубик мозаики?

Но авторы новой работы выяснили, что все было не так просто. Белые бусины изготовили путем переплавки тессер из сусального золота при низкой температуре, в результате чего образовались пузырьки и, следовательно, непрозрачный белый цвет.

Ученые отметили, что мастера викингов счищали основную часть сусального золота перед переплавкой. Но даже минимального его количества оказалось достаточно, чтобы получились непрозрачные белые бусинки. По мнению исследователей, даже если первый результат был случайным, потом стеклоделы отметили эту технологию и стали широко применять «золотые» тессеры для изменения цвета.

Так следы сусального золота обнаружили не только в белых, но и в синих бусинах из тех же мастерских. Химический состав показывает, что они изготовлены из смеси синих и золотых мозаичных кубиков. И результат здесь отличается от предыдущего.

Если при низкотемпературной переплавке «золотых» кубиков мастера получали непрозрачный, молочно-белый бисер, то с синими бусинами добавление сусального золота совершало обратное действие: они становились прозрачными. Дело в том, что римские синие элементы мозаики содержали высокую концентрацию химических веществ, которые делали их непрозрачными. Для мозаики это подходило, однако викинги, судя по археологическим находкам, предпочитали прозрачный синий бисер.

В работе сказано, что в более поздний период мастера по изготовлению бисера освоили и другие варианты изменения цвета изделий. Они не просто смешивали один кубик римской мозаики с другим, а добавляли в расплавленное стекло отдельные красители и получали красные, черные, зеленые и желтые цвета. В теории для этого требовалась достаточно высокая температура.

Остатки вещества на тиглях мастерских доказывают, что такое сложное окрашивание совершали на месте. Значит, ремесленничество эпохи викингов было куда более развитым и имело более сложные формы, чем считали ранее.


Источник