Археологи, десятилетиями исследовавшие древний город, нашли в нем множество храмов, посвященных самым разным богам. Но более 200 благодарственных и молитвенных надписей были адресованы некоему богу, имя которого в этих надписях не упоминалось, что привело к появлению понятия «неизвестный бог Пальмиры». Возможно, все совсем не так, как предполагали раньше.
Вопрос о том, кто основал Пальмиру, сложный. Иосиф Флавий писал, что город построил царь Соломон. Но, по мнению современных археологов, изначально это было поселение хурритов.
Когда-то Пальмира была скромным караванным городом, однако в I-II веках нашей эры город стал посредником в торговле между Римом и Востоком — Персией, Китаем, Индией. В 212 году император Каракалла провозгласил Пальмиру римской провинцией и расквартировал в ее окрестностях легионы. А в 260 году, во время кризиса империи, там образовалось отдельное государство — Пальмирское царство (Пальмирена), которое пало через 13 лет. Тогда же город был разрушен и уже никогда не достигал прежнего блеска.
В Средние века жители окрестностей использовали камни разрушенных храмов и домов в качестве строительного материала — например, для сооружения плотины. Поэтому археологам XX века Пальмира досталась в весьма непростом для исследования виде. Тем не менее они смогли разделить относительно сохранившиеся здания по их назначению, а храмы — по тому, каким богам те посвящены.
С богами в Пальмире было сложно. Древние вавилонские традиции, арабский пантеон, даже аккадские боги — все это перемешано между собой и сверху зацементировано эллинизмом (в период расцвета Пальмира представляла собой эллинистический город).
Так, например, в городе почти соседствовали храмы Бэла (верховный бог Вавилона и Ассирии), Баальшамема (ханаанский бог неба и бури) и Зевса. Бэл считается самым ранним образом верховного бога, который потом у одних семитских народов становится Баалом, а у других — Баальшамемом. В эллинистической культуре верховным богом был Зевс, поэтому его имя стало появляться в древних храмах, посвященных Бэлу и Баальшамему.
На самом деле, богов и храмов Пальмиры гораздо больше. Все храмы соотнесены с тем или иным божеством — по основным статуям и посвящениям. Но за десятилетия поисков ученые то и дело натыкались на надписи, в которых имя бога не называлось, а также не было его схематичного изображения.
Сейчас таких каменных фрагментов более 200, все надписи — на арамейском языке. Они высечены на каменных алтарях, предназначенных для сжигания жертвоприношений из благовоний, например семян можжевельника, а также для выливания жидкостей. Почти сто лет ученые пытаются узнать имя неизвестного бога Пальмиры.
Польский археолог Александра Кубяк-Шнайдер (Aleksandrę Kubiak-Schneider) предложила свое объяснение. Она выделила общий тип формулы обращения к божеству: «Благословенно имя его во веки, Владыка Мира и Милосердный». Это похоже на монотеистическое обращение. Запрет на упоминание имени тоже отсылает нас к иудаизму и Библии.
Между тем, по мнению исследовательницы, разгадка тайны лежала в другом. Она полагает, что специфический способ обращения к анонимному божеству совпадает с текстами восхвалений, которые произносили в храмах древней Месопотамии с I тысячелетия до нашей эры. Так люди благодарили за помощь самых разных богов: того же верховного бога Бэла (в Вавилоне его еще называли Мардуком), Набу (сын Мардука, бог письма и мудрости), Нергала (бог смерти, владыка подземного мира).
Но кто их них был адресатом пальмирских посвящений? Кубяк-Шнайдер считает, что сразу все. Формула «тот, чье имя вечно благословенно» может быть универсальной и относиться к любому божеству мужского пола, услышавшему молитвенную просьбу.
Поэтому то, что собственное имя конкретного бога не указывали, было, по мнению археолога, признаком уважения. Она полагает, что отсутствие на жертвенниках изображения божества в этом случае никак не связано с религиозным запретом. Единого неизвестного бога не было, но каждый бог, проявлявший внимательные и благосклонные просьбы, заслуживал восхваления и жертвоприношения.
По словам доктора Кубяк-Шнайдер, ее гипотеза показывает преемственность доэллинистических традиций на Ближнем Востоке, которые повлияли на облик сегодняшних монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама. Кроме того, результат исследования указывает на существование религиозной поэзии, которая не сохранилась до наших дней.
В то же время следует отметить, что пока перед нами скорее гипотеза, чем окончательный ответ на вопрос. В древнем мире упоминания богов без конкретного имени весьма редки, и до сих пор, для этого периода, массово отмечались разве что для иудаизма с его частичным запретом на упоминание имени Бога. Чтобы достоверно отделить гипотезу польского ученого от «иудейской» версии, нужны какие-то дополнительные маркеры.