В течение многих лет археологи, изучавшие древний город, обнаружили в нём множество храмов, посвященных различным божествам. Однако более двухсот благодарственных и молитвенных надписей были обращены к божеству, имя которого в них не указывалось, что и породило термин «неизвестный бог Пальмиры». Возможно, сложившиеся представления требуют пересмотра.
Определение основателя Пальмиры представляет собой непростую задачу. Иосиф Флавий утверждал, что город был возведен царём Соломоном. Однако, согласно мнению современных археологов, первоначально это было поселение хурритов.
Изначально Пальмира представляла собой небольшой караван-городок, но в I-II веках нашей эры она превратилась в важный торговый центр, соединявший Рим с восточными странами, такими как Персия, Китай и Индия. В 212 году император Каракалла включил Пальмиру в состав Римской империи и разместил там легионы. А в 260 году, в период кризиса Римской империи, на ее территории возникло независимое государство – Пальмирское царство (Пальмирена), которое просуществовало всего 13 лет. В этот период город был разрушен и уже не смог восстановить прежнее величие.
В эпоху Средневековья местные жители применяли камни из разрушенных храмов и домов для строительства, в частности, для возведения плотин. Поэтому для археологов XX века Пальмира предстала как место, весьма затрудняющее проведение исследований. Однако им удалось классифицировать здания по степени сохранности и определить их функциональное назначение, а также разделить храмы в зависимости от того, каким божествам они были посвящены.
Отношения с божествами в Пальмире были непростыми. Здесь переплетались древние вавилонские обычаи, арабские боги и даже аккадские культы, а сверху все это было покрыто слоем эллинистического влияния. В период своего расцвета Пальмира являлась городом, придерживающимся эллинистических традиций).
В некоторых городах храмы были расположены очень близко друг к другу, например, храмы, посвященные Бэлу (верховному богу Вавилона и Ассирии), Баальшамему (ханаанскому богу неба и бури) и Зевсу. Бэла принято считать первым образом верховного бога, который впоследствии получил различные наименования: у одних семитских народов — Баал, у других — Баальшамем. В период эллинистической культуры Зевс являлся верховным богом, поэтому его имя стало включаться в древние храмы, посвященные Бэлу и Баальшамему.
Фактически, в Пальмире существовало значительно больше богов и храмов. Каждый храм был посвящен определенному божеству, что подтверждалось основными статуями и посвящениями. Однако, в процессе многолетних исследований ученые регулярно обнаруживали надписи, в которых не упоминалось имя бога, а также отсутствовало его схематичное изображение.
В настоящее время известно свыше 200 подобных каменных фрагментов, все надписи выполнены на арамейском языке. Они высечены на каменных алтарях, которые использовались для сожжения благовоний, таких как семена можжевельника, и для возливания жидкостей. Почти столетие ученые стремятся установить имя неизвестного божества Пальмиры.
Польская археолог Александра Кубяк-Шнайдер (Aleksandrę Kubiak-Schneider) выдвинула собственное объяснение. Она определила характерную формулировку обращения к божеству: «Благословенно имя его во веки, Владыка Мира и Милосердный». Подобная формулировка напоминает монотеистическое обращение. Запрет на произнесение имени также указывает на связь с иудаизмом и Библией.
По мнению исследовательницы, ключ к разгадке заключался в другом. Она считает, что манера обращения к неизвестному божеству соответствует текстам восхвалений, которые произносились в храмах древней Месопотамии начиная с I тысячелетия до нашей эры. Таким образом, люди выражали благодарность различным богам, включая верховного бога Бэла (в Вавилоне его также именовали Мардуком), Набу (сына Мардука, бога письма и мудрости) и Нергала (бога смерти, владыки подземного мира).
Но кому же были адресованы пальмирские посвящения? Кубяк-Шнайдер полагает, что всем без исключения. Формула «тот, чье имя вечно благословенно» может быть общей и применяться к любому божеству мужского пола, получившему молитвенную просьбу.
По мнению археолога, отсутствие указания имени конкретного бога было проявлением почтения. Она считает, что это не связано с религиозными ограничениями. Не существовало какого-то одного неизвестного бога, однако каждое божество, отвечавшее на молитвы и проявлявшее милость, достойно было восхваления и жертвоприношения.
Доктор Кубяк-Шнайдер утверждает, что ее гипотеза демонстрирует связь доэллинистических верований на Ближнем Востоке, оказавших влияние на формирование современных монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам. Также исследование выявило наличие религиозной поэзии, сведения о которой не дошли до современности.
Необходимо подчеркнуть, что на данном этапе перед нами скорее предположение, нежели окончательный вывод. В древности упоминания божеств без указания конкретного имени встречаются крайне редко, и для этого периода они, за исключением иудаизма с его частичным запретом на произнесение имени Бога, практически не зафиксированы. Для того чтобы надежно отделить выдвинутую польским ученым гипотезу от «иудейской» интерпретации, требуются дополнительные признаки.