Как древние римляне обманывали при игре в кости: новое исследование

Много лет историки пытались разобраться, почему древние римляне, известные созданием впечатляющих архитектурных сооружений, систематически производили странные, несимметричные игральные кости, напоминающие грубо сделанные детские игрушки. Теперь у них появилась вероятная причина этого явления.

В эпоху Римской империи были популярны игры, основанные на бросании костей. Изготавливали игральные кости из костей животных, металла или глины, а на их гранях располагались символы, соответствующие числам, подобно современным игральным костям.

Древнеримские кости отличались по форме: они часто имели удлиненную, уплощенную или иную необычную форму, включая, например, форму кривого куба.

Древние римляне, несомненно, владели геометрическими знаниями и были способны создавать ровные кубики. Чтобы понять, почему они изготавливали кости с неровными гранями, ученые проанализировали 28 игральных костей того времени и выяснили, что расположение цифр на гранях 24 ассиметричных костей было не случайным, а подчинялось определенной закономерности. Обычно числа один и шесть располагались на больших противоположных сторонах.

Искажение формы игральной кости способно изменить вероятность выпадения каждой грани. По мнению исследователей, при использовании «неправильной» кости вероятность выпадения определенных чисел в среднем снижается с одной из шести до одной из 2,4. Очевидно, что это могло повлиять на результат броска, и, следовательно, нечестные игроки использовали кривые кости, чтобы обманывать своих партнеров и получать преимущество.

Исследователи все же решили провести дополнительный эксперимент, чтобы удостовериться в том, что древние римляне специально изготавливали такие кости. Они попросили 23 студента оценить копии кривобоких игральных костей по шкале от одного до шести. Поскольку студенты не были осведомлены о цели исследования и не имели мотивации для мошенничества, они должны были в основном ставить отметки случайным образом.

Это утверждение не соответствовало действительности: студенты с большей вероятностью выставляли оценку «незачет» на грани кубика, имеющей наибольшую площадь. В ответ на вопрос о причине многие объясняли, что таким образом было легче расположить максимальное количество отметок (шесть) на самой большой стороне кубика. Вероятно, древние римляне также изначально не стремились ввести кого-либо в заблуждение и хотели упростить себе задачу, полагаясь на случайный исход броска кубика.

Хотя исследователи и зафиксировали определенные результаты эксперимента, они не исключили возможность мошенничества. Вероятно, некоторые участники со временем осознали, что при манипулировании костью больше шансов получить шестерку, и использовали это для личной выгоды.

Исследование опубликовано в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.