Ученые назвали яйца секретом старых мастеров живописи

Во второй половине XV века итальянские живописцы постепенно поменяли рабочие технологии: на замену яичной темпере пришли масляные краски. Но оказалось, что не все художники были готовы отказаться от яиц.

Ученые назвали яйца секретом старых мастеров живописи

«Оплакивание Христа» Сандро Боттичелли, приблизительно 1490-1492 годы. Долгое время считали, что картина написана темперой. Теперь стало ясно, что все гораздо сложнее / ©Bavarian State Painting Collections, Munich

Считается, что история европейской масляной живописи началась в XV веке. До этого художники писали темперой, для приготовления которой сухие пигменты смешивали с куриным яйцом (или только с желтком и небольшим количеством воды). Яичная темпера отличалась нестабильностью: финальный цвет красок и даже сохранность полотна сильно зависели от условий, в которых сохла картина.

По утверждению итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, голландский живописец Ян ван Эйк в первой половине XV века додумался разводить порошки красок растительными маслами — и тем самым изобрел новую технику живописи. Проверить утверждение Вазари сложно: у нас есть примеры более раннего использования похожих красок, но все они единичные. Ван Эйк мог быть как изобретателем, так и популяризатором — и довольно успешным.

«Мадонна с гвоздикой», ранняя работа Леонардо да Винчи выполнена масляными красками, которые при высыхании почему-то покрылись морщинами / ©Bavarian State Painting Collections, Munich
«Мадонна с гвоздикой», ранняя работа Леонардо да Винчи выполнена масляными красками, которые при высыхании почему-то покрылись морщинами / ©Bavarian State Painting Collections, Munich

Так или иначе во второй половине XV века на масляную живопись перешел Пьеро делла Франческа, во многом формировавший вкусы и взгляды художников своего времени. Если все его ранние работы выполнены яичной темперой, то поздние написаны в основном маслом. Масляные краски были более пластичны, удобнее в работе, предсказуемее вели себя при высыхании.

Некоторое время назад химики, занимавшиеся исследованиями картин старых мастеров (так искусствоведы собирательно называют художников Западной Европы от Возрождения до середины XIX века), обнаружили в масляных красках следы яичного желтка. Это относится к произведениям Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Вермеера, Рембрандта и других художников.

Появилось предположение, что мастера продолжали использовать яичную темперу в качестве подмалевка (первоначальный эскиз на основном полотне или панели), который потом перекрывали маслом. Так следы яичного желтка попадали в верхний слой красок.

В журнале Nature Communications вышла работа, авторы которой уверены: никакой случайности или подмалевков не было. По их мнению, художники добавляли желток из куриного яйца в масляные краски, чтобы решить проблемы с влажностью, морщинистостью поверхности и пожелтением.

Исследователи считают, что когда итальянские живописцы перенимали у северных коллег технологию изготовления масляных красок и технику масляной живописи, то столкнулись с некоторыми проблемами. С одной стороны, просушка картины проходила более предсказуемо, но с другой — в некоторых случаях поверхность слоя краски словно покрывалась морщинами. Так, например, было с некоторыми ранними произведениями Леонардо да Винчи.

Авторы исследовали с помощью газовой хроматографии, масс-спектрометрии и анализа аминокислот картину Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа». Боттичелли написал ее в конце XV века, и долгое время считалось, что он использовал темперу. Теперь оказалось, что флорентиец совмещал две техники: писал и темперой, и маслом. И масляные краски были не вполне обычными.

Фрагмент «Оплакивания Христа» Боттичелли. Ступня Святого Иоанна выполнена яичной темперой, а трава на переднем плане уже написана маслом / ©Bavarian State Painting Collections, Munich
Фрагмент «Оплакивания Христа» Боттичелли. Ступня Святого Иоанна выполнена яичной темперой, а трава на переднем плане уже написана маслом / ©Bavarian State Painting Collections, Munich

В результате изучения шести образцов краски ученые выяснили, что все они изготовлены из смеси пигмента с растительным маслом, но также во всех них обнаружили следы белков из желтка куриных яиц. Желток явно преднамеренно вмешали в масляную краску. Похожие данные получены по ряду других работ старых мастеров.

Это выглядит довольно странно, потому что мы неплохо представляем себе технологию изготовления различных красок по трактату «Книга об искусстве» итальянского художника Ченнино Ченнини. Он описал несколько способов, но ни один их них не предусматривает добавление яиц в масляные краски. Вопрос в том, улучшало ли это добавление характеристики красок.

Ученые обнаружили, что белковые соединения из состава желтка куриного яйца образуют тонкий слой вокруг частиц пигмента, который предотвращает поглощение этими частицами воды из влажной среды. Слой масляных красок с таким добавлением становился жестче, а поверхность выглядела более матовой. В результате слои краски не сморщивались во время сушки.

Кроме того, антиоксиданты в составе яичного желтка помогли предотвратить пожелтение при сушке, замедлив реакцию между кислородом и компонентами масла.

Скорее всего, великие художники сами экспериментировали с технологиями изготовления красок, улучшая таким образом характеристики. Ученые подчеркивают, что тема их работы важна не только как получение новой информации по истории искусства. Понимание того, как именно изготовлены те или иные красители, крайне полезно и для реставраторов, и для тех, кто занимается хранением сокровищ живописи.


Источник