Ученые обнаружили останки египтянки с вырванным золотым языком

Две тысячи пятьсот лет назад мужчину и женщину предали земле, обеспечив их предметом для общения с Осирисом, необходимым набором внутренних органов и значительным количеством слуг.

В феврале 2021 года международная группа археологов проводила раскопки древнего города Тапосирис Магна неподалеку от Александрии. В открытых 16 скальных гробницах исследователи обнаружили мумии, у которых во рту находились золотые языки. Появилось предположение, что замена языка — часть погребального ритуала. При бальзамировании настоящий язык удалили, но дали замену, так как без языка усопший не сможет поговорить с богом Осирисом, когда предстанет перед ним.

В начале декабря археологи из Испании, проводившие раскопки в Египте, сообщили, в провинции Минья были найдены останки людей с золотыми языками. Археологи исследовали две гробницы: в одной покоился мужчина, в другой — женщина. По предварительным данным, их смерть произошла примерно 2500 лет назад. Тела были помещены в известняковые саркофаги.

Одна из гробниц, где была захоронена женщина, уже была осквернена; у входа археологи обнаружили два человеческих скелета, вероятно принадлежавших грабителям. В числе их останков был найден золотой язык, аналогичный тому, что был обнаружен ранее в феврале. Причины, помешавшие грабителям выбраться из гробницы и, по всей видимости, ставшие причиной их гибели, остаются неизвестными. Из-за вскрытия саркофага состояние останков женщины оказалось не лучшим.

Вторая гробница находилась по соседству с первой и все это время оставалась запечатанной, что позволило сохранить золотой язык мужчины в том виде, в котором он был помещен при проведении бальзамирования. Внутри гробницы был обнаружен богатый погребальный инвентарь, включающий в себя ювелирные изделия и фигурку священного скарабея. Этот жук-навозник, в целом, играл важную роль в мифологии Египта, символизируя движение солнца, и даже бога Хепри там изображали с головой в виде скарабея. Иногда фигурку жука вкладывали в тело покойного при бальзамировании, на место сердца, — существует предположение, что таким образом усопшего готовили к лучшей жизни в загробном мире.

Это лишь небольшая доля артефактов, обнаруженных в нетронутой гробнице. В двух отдельных нишах погребальной комнаты располагались канопы — сосуды, которые являлись неотъемлемой частью ритуала бальзамирования. Древние египтяне считали, что скарабей может служить заменой сердцу, однако они также верили, что внутренние органы могут понадобиться в потустороннем мире. Хотя и не все.

На основании многочисленных археологических находок, к органам, которые заслуживали особого внимания и требовали сохранения, относились желудок, кишечник, легкие и печень (при этом в перечень не вошли сердце и мозг). Естественно, оставить эти органы внутри тела при подготовке к мумификации было невозможно, поэтому их помещали в канопы – специальные сосуды, наполненные бальзамирующим составом. В период Древнего царства канопы обычно не украшались, однако в эпоху Среднего царства сосуды стали декорировать резьбой и росписью, а крышки изготавливали в виде человеческих голов. А в период XIX династии Нового царства (1292-1186 годы до нашей эры) крышки каноп стали оформлять в виде изображений богов, четырех сыновей Гора.

Коллекция также вызывает значительный интерес, подобно канопам ушебти — специальных погребальных фигурок. Эти предметы играли значительную роль, поскольку египтяне верили, что жизнь после смерти во многом схожа с земной. За загробным миром управляет Осирис, и умерший становится его подданным. Если при жизни человек подчинялся фараону, то в потустороннем мире он должен повиноваться Осирису и нести перед ним повинности. Представление о том, что после смерти необходимо обрабатывать земли для божественного правителя Осириса, вызывало у людей огорчение. Чтобы покойный избежал подобной работы, в гроб помещали ушебти — верных помощников, предназначенных для помощи египтянину в царстве мертвых.

Ушебти обнаруживаются почти в каждом египетском погребении, даже если оно было скромным. Количество фигурок, захороненных вместе с умершим, зависело от его достатка: чем он был богаче, тем больше ушебти хоронили, тем более сложным был их исполнение и тем более ценные материалы использовались. В гробнице мужчины археологи насчитали 402 ушебти из зеленого фаянса. Всё это указывает на то, что усопший был человеком уважаемым и состоятельным. Исходя из расположения гробницы женщины рядом и обнаружения в ней также золотого языка для обращения к Осирису, можно предположить, что эти двое были связаны. Вероятно, до ограбления погребение женщины было не менее ценным.