Циклична ли история человечества?
Цикличность как основа мироздания
Идея о повторяемости событий во всем мире возникла еще до становления исторической науки в ее нынешнем виде. Древние египтяне уже разработали представление о цикличности всего сущего. Позднее эти концепции были восприняты жителями Древней Греции, а в XIX веке получили дальнейшее развитие у таких философов, как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности свидетельствуют также календари майя, ацтеков, инков и других народов мира.
Идея цикличности и вечного возвращения находит яркое отражение в индуизме. В этой традиции существует концепция сансары – непрерывного цикла перерождений и смерти в мирах, определяемых кармой. Согласно представлениям древних индусов, Вселенная существует лишь в течение «дня Брахмы» – бога, отвечающего за созидание. Продолжительность такого дня оценивается примерно в 4320000 лет (по другой интерпретации – в 311 040 000 000 000 лет). С приходом «ночи Брахмы» она прекращает своё существование, чтобы вновь возникнуть с началом нового дня.
Религиозные учения нередко содержат схожие мотивы. Согласно Библии, человечество уже сталкивалось с глобальной катастрофой (Всемирным потопом), и в будущем подобное событие, именуемое Судным днем, произойдёт вновь.
Цивилизация: рождение и гибель
Представить историю человечества как единую, последовательную линию затруднительно. В различные эпохи на пике развития находились разные цивилизации, оказывавшие влияние на ход мировых событий и способствовавшие прогрессу человечества. Так, завоевательная политика Александра Македонского способствовала распространению развитой эллинистической культуры во многих уголках мира. Если обратиться к периоду Нового времени, то можно отметить Гражданский кодекс Наполеона, который стал основой для правовых документов во многих государствах и положил конец архаичным феодальным порядкам.
Подъем великой цивилизации часто знаменует начало новой исторической эпохи, а ее упадок может предвещать период упадка. Ярким примером является Римская империя, гибель которой в 476 году нашей эры принято считать началом Средневековья в Западной Европе.
Учитывая изложенное, вопрос цикличности истории целесообразно изучить, начиная с рассмотрения отдельных цивилизаций. Подобные выводы о наличии у каждой из них несколько этапов развития отстаивали такие известные исследователи, как Арнольд Тойнби. Оригинальную концепцию предложил российский ученый Валентин Александрович Мошков, который рассматривал историю стран и народов как непрерывную последовательность циклов, длящиеся по 400 лет. Каждый из этих циклов, в свою очередь, подразделяется на два равных по продолжительности 200-летних цикла, отражающих периоды упадка и подъема.
Несмотря на то, что взгляды этих ученых нередко подвергаются критике, многие исследователи все же отмечают наличие четырех этапов в истории каждой цивилизации: становление, развитие, расцвет и упадок. Первоначальный этап обусловлен формированием объединяющей социальной философии. Следующий период – развитие, характеризуется появлением целостного социального порядка и закреплением в обществе базовых ценностей, которые перестают быть уделом лишь небольшой группы людей. Расцвет цивилизации, помимо качественного прогресса во всех областях, может сопровождаться созданием империи и активной внешней политикой. Однако, независимо от мощи государства, его ожидает неизбежный упадок. На этапе угасания значительно усиливаются социальные, экономические и политические противоречия. Поддержание высокого уровня образования и науки становится все более сложной задачей. На этом этапе империя становится крайне восприимчивой к воздействию как внешних врагов, так и внутренних противников, в число которых, например, могут входить ранее покоренные народы).
«За» и «против»
Согласно мнению сторонников циклической теории, любая цивилизация проходит через четыре стадии, прежде чем исчезнуть. Известно несколько десятков таких культур. Арнольд Тойнби идентифицировал в истории 21 цивилизацию, в их числе православная культура периода Восточной Римской империи и современная православная цивилизация России.
Славянофилы приняли эту классификацию с энтузиазмом, стремясь подтвердить существование «основополагающих различий» между западной и русской культурой. Нам эти различия представляются не столь значительными, учитывая масштабное влияние Запада на развитие России. Однако это не означает, что каждый житель России ощущает свою принадлежность к западной культуре. Напротив, как демонстрируют последние события, ситуация выглядит иначе. Этот пример наглядно показывает, насколько условными могут быть границы между двумя цивилизациями.
Это лишь одна из потенциальных проблем, возникающих при использовании цивилизационного подхода. Другие сложности также обусловлены специфическими условиями, с которыми сталкиваются различные культуры и цивилизации. Так, гибель Минойской цивилизации в XIV веке до нашей эры была спровоцирована природным бедствием – мощным извержением вулкана. Соответственно, мы не можем знать, как бы развивалась эта цивилизация без подобного катаклизма, и не вправе делать однозначные выводы о ее этапах развития.
Огромные империи редко могли быть уничтожены одним стихийным бедствием или завоеванием. В истории действительно встречаются подобные случаи, но они скорее являются аномалией. Возьмем, к примеру, падение Римской империи, которое принято датировать 4 сентября 476 года н.э., когда вождь варваров Одоакр отстранил от власти последнего императора Ромула Августа и стал королем Италии. Однако ни свержение императора, ни разграбление Рима варварами не произошли бы без длительного социально-экономического и политического упадка. К моменту краха территория государства уменьшилась до размеров современной Италии. Тяжелое положение наблюдалось и в армии. Если образ римского легионера в блестящих доспехах ассоциируется с периодом расцвета империи, то к моменту ее гибели он утратил актуальность. Тогда охрану Рима осуществляли варвары-наемники, чьи моральные принципы существенно отличались от римских, а уровень дисциплины и вооружения зачастую не соответствовал необходимым стандартам.
Подобные проблемы в конце своего развития постигали все империи. К тому времени, когда-то определявшие общественное сознание принципы теряли свою актуальность, а экономика не справлялась с растущими потребностями населения. Государство перестало восприниматься как нечто ценное, и его граждане не желали защищать его, не говоря уже о жертвах ради него.
Аналогичные события произошли в 1991 году, когда распался Советский Союз. Некогда могущественная держава исчезла не по причине внешнего воздействия, поскольку такую мощную структуру, как СССР, невозможно было покорить военным путем. Её гибель стала следствием серьезнейшего внутреннего кризиса, охватившего как идеологию, так и экономику.
Разные цивилизации, независимо от времени их возникновения и периода существования, неизбежно проходят через несколько этапов. К ним относятся зарождение, развитие, расцвет и угасание. Китай представляет собой особенный случай, поскольку на протяжении своей истории он неоднократно переживал периоды подъема и упадка. Он достигал наивысшего уровня развития, после чего погружался в хаос, вызванный внутренними конфликтами. Единый Китай существует и сегодня, а первое централизованное государство на его территории было установлено Цинь Шихуанди более двух тысяч лет назад. Однако многие другие империи потерпели крах, и им не удалось возродиться из руин.
Куда человечество путь держит
Каковы же перспективы для всей человеческой цивилизации в целом? Будет ли она постоянно повторять циклы подъема и упадка, появления и исчезновения культур? Вероятно, да, но это лишь часть правды. Трудно представить, к примеру, возвращение к правовой и административной системе, существовавшей в Западной Европе в эпоху Средневековья. И маловероятно, что в XXI веке мы увидим конфликты, подобные тем, что происходили в прошлом столетии. Здесь важную роль играют два аспекта: во-первых, технологический прогресс достиг такой степени, что война между двумя сильными государствами может привести к уничтожению всей жизни на Земле (что выступает в качестве сдерживающего фактора). Во-вторых, государства, придерживающиеся цивилизованных принципов, освоили методы урегулирования споров без применения насилия.
Необходимо также подчеркнуть наличие общих для государств постиндустриального мира ценностей, сформировавшихся в процессе социокультурной эволюции последних столетий. К ним относятся, в частности, такие фундаментальные принципы, как права человека и свобода выражения мнений. Эти ценности разделяют не только жители Европы и Америки, но и многие другие народы, включая сотни миллионов представителей среднего класса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Вопрос о том, станет ли либеральная демократия западного типа завершающей стадией развития человеческой цивилизации или же исчезнет вместе с угасанием политического влияния Запада, остается открытым. Составление долгосрочных прогнозов представляется сложной и неблагодарной задачей.
Подытоживая, можно утверждать, что идея цикличности истории имеет под собой основания, однако ее следует трактовать не дословно. Ни одно из событий, произошедших в мировой истории, не повторяется идентично. Особенно это касается периодов, прошедших столетия, в течение которых в мире произошли значительные изменения. Следует с осторожностью относиться к утверждениям типа «мы уже переживали подобное». Зачастую они используются как инструмент пропаганды.