В марте 1349 года в старинном немецком городе вспыхнул еврейский погром, который историки назвали Резней в Эрфурте. В результате этого события еврейская община на время прекратила существование в городе. Ученые сейчас говорят, что задолго до погрома произошло событие, существенно сократившее генетическое разнообразие общины.

Еврейская община Эрфурте просуществовала с XI по XV век, за исключением короткого периода времени. Некоторые источники называют ее самой богатой общиной германских земель. К сожалению, богатство породило зависть, которая привела к погрому.
Несмотря на своевременные отчисления общиной ашкенази в казну Священной Римской империи, ей не оказали ни помощи, ни защиты. Вместо этого некоторые чиновники предъявили им обвинения в ритуальных убийствах христианских младенцев и распространении чумы, что было абсурдным с нашей точки зрения, учитывая бушевавшую в Европе середине XIV века чёрную смерть.

Количество погибших в резне 1349 года не определено: оценки колеблются от сотен до тысяч человек. Но точно известно, что выжившие члены общины покинули город и вернулись только через пять лет. Ученые из Еврейского университета в Иерусалиме извлекли ДНК из зубов 33 ашкеназских евреев, живших в Эрфурте в XIV веке, и сравнили полученные данные с геномом современных ашкенази. Результаты представлены… статье, опубликованной в журнале Cell.
Прародители большей части современных евреев жили в Средневековье в Центральной или Восточной Европе. Сравнение ашкенази из США и Израиля показывает их большую генетическую схожесть, почти как одна популяция. Однако 600 лет назад такого генетического сходства не наблюдалось.
Изучение ДНК ашкенази XIV века позволило разделить эрфуртскую общину на две группы: одну, близкую к ближневосточным популяциям, и другую, схожую с европейскими, включая мигрантов из Восточной Европы. Результаты позволяют предположить существование в средневековом Эрфурте как минимум двух генетически различных групп, чего нет сейчас.
В 1454 году нееврейское население Эрфурта выгнала ашкенази из города. Власти этому не препятствовали, радуясь, что обошлось без резни. Практически сразу на месте еврейского кладбища возвели зернохранилище. А в 2013-м там же решили построить автостоянку. Во время археологических раскопок, предшествовавших строительству, обнаружили кладбище.
Тридцать три образца однозначно относятся к XIV веку, но разным его периодам. Могло быть так, что резня 1349 года сократила генетическое разнообразие ашкеназских евреев, и некоторые результаты это подтверждают. Так, в геноме современных ашкенази отсутствует одна линия, которая была до погрома.
После сравнения ДНК людей, умерших незадолго до резни, с ДНК тех, кто скончался за десятилетия до погрома, учёные сделали неожиданное открытие: событие, сократившее генетическое разнообразие ашкенази почти до современного уровня (не считая одной линии), произошло значительно раньше 1349 года. Впрочем, скорее всего, всё же в XIV веке.

Анализируя митохондриальную ДНК (она передаётся по материнской линии), исследователи обнаружили, что третья часть ашкенази-эрфуртцев происходит от одной женщины. Как минимум восемь человек из Эрфурта имели генетические мутации, вызывающие болезни, распространённые у современных евреев-ашкенази, но редкие в других группах населения. В ДНК людей, живших до XIV века, эти мутации встречаются гораздо реже. Следовательно, они были характерны для той части популяции, которая выжила в неизвестных событиях, а среди погибших носителей этих мутаций было либо совсем мало, либо вовсе не наблюдалось.
Трудно сказать, какое событие привело к такому существенному уменьшению генетического разнообразия. Еврейские законы в большинстве случаев запрещают тревожить умерших. Это обстоятельство затрудняет определение времени и места события, повлиявшего на общину ашкеназских евреев сильнее, чем резня в Эрфурте.