Авиаторы Сталина: правда и легенды

Вероятно, ни одно событие в истории человечества не сопровождалось столь обильным количеством мистификаций, как Вторая мировая война. Не избежала этого и самая трагичная ее глава – Великая Отечественная война. Искажение фактов стало характерной чертой многих работ, посвященных войне, вне зависимости от того, кто их автор. Сегодня мы обратимся к воздушным боям между СССР и нацистской Германией и попытаемся выяснить, где заканчивается правда и начинается вымысел.

Миф №1: Начало войны и уничтожение советской авиации

Начало войны с Германией не стало для советского руководства абсолютной неожиданностью, вопреки утверждениям советских историков. СССР и Германия на протяжении многих лет готовились к новому европейскому конфликту. Однако стремительная атака Гитлера на первых этапах имела ошеломляющий успех. Ключевым фактором этого стало то, что люфтваффе смогло захватить преимущество в начале войны. Но многие люди считают, что вся советская авиация была уничтожена в первый же день войны, и немецкие войска могли действовать без помех в небе над Советским Союзом. Подобную точку зрения разделяют некоторые отечественные и зарубежные историки. Но соответствует ли это действительности?

К началу лета 1941 года нацистская Германия и ее союзники располагали 4600 боевыми самолетами, предназначенными для реализации операции «Барбаросса» – нападению на Советский Союз. В то же время, в распоряжении Красной Армии находилось около 19 тысяч самолетов. При этом 8,5 тыс. самолетов было размещено на территории западных военных округов. По документальным данным, советские военно-воздушные силы имели почти двукратное превосходство над противником. Однако не стоит поддаваться обману этих цифр – значительная часть советской авиационной техники была сильно устаревшей и не могла сравниться с немецкими образцами. Лишь 20% советского авиационного парка были способны на равных противостоять самолетам люфтваффе. В чем заключалась причина столь неблагоприятного положения?

Важно помнить, что в 1930-е годы советская военная авиация являлась наиболее сильной в мире. В то время Красная Армия располагала самыми передовыми боевыми самолетами, и это ощущение превосходства привело к самоуспокоенности руководства СССР. В 1937 году на вооружение люфтваффе был принят истребитель Messerschmitt BF 109 – наиболее массовый немецкий самолет Второй мировой войны. Уже тогда эта машина значительно превосходила советские образцы, а к 1941 году были созданы еще более продвинутые версии знаменитого «Мессершмитта». К этому моменту советская авиация только начинала закупать современные машины. На смену устаревшим «Ишакам» (И-16) и «Чайкам» (И-153) приходили более современные самолеты, такие как Як-1, ЛаГГ?3 и МиГ-3. К сожалению, их количества было недостаточно для эффективного противодействия опытным пилотам люфтваффе.

Нападение, начавшееся 22 июня 1941 года, имело катастрофические последствия для советской авиации, как и для всей Красной Армии. В первый же день на приграничных аэродромах было уничтожено приблизительно 800 боевых самолетов, а еще 300 – потеряны в воздушных сражениях. В общей сложности, всего за несколько дней советская авиация потеряла около двух тысяч боевых машин. Причиной трагедии стали ошибки, допущенные военным руководством СССР: авиабазы располагались слишком близко к границе. Настолько близко, что в первый же день войны на некоторые авиабазы обрушился шквал огня немецкой артиллерии.

Несмотря на распространенное убеждение, немецким войскам не удалось полностью устранить воздушную угрозу. Значительное число советских самолетов пережили бомбардировки люфтваффе, и уже в первый день войны нацисты осознали, что война на Восточном фронте не будет простой. Советские летчики продемонстрировали себя как весьма опасные противники, а их героизм, по мнению немцев, казался безрассудным. В первый же день боевых действий германские летчики столкнулись с воздушным тараном – лейтенант Дмитрий Кокорев протаранил разведывательный самолет Do 215. Летчик выжил, однако многим его соратникам, решившимся на столь рискованный маневр, не повезло. В общей сложности за первые восемь часов войны советские летчики совершили пятнадцать таранов.

В первый же день боевых действий немецкие войска не смогли добиться успеха на южном направлении, уничтожив на аэродромах всего 3% советской авиации. На этом участке фронта потери в самолетах у противника оказались сопоставимы с советскими.

Первое значительное поражение немецкой авиации на Восточном фронте произошло в воздушных боях над Москвой. Летом 1941 года оборону столицы Советского Союза осуществляли 580 истребителей и около тысячи зенитных орудий. В период с 22 июля по 15 августа 1941 года в бомбардировке Москвы участвовало около 1700 немецких самолетов. Однако до Москвы смогли добраться лишь 70 машин (остальные сбрасывали бомбы, не достигая цели, и возвращались на базу), а потери люфтваффе составили приблизительно 200 самолетов. В целом, в период с июля 1941 года по апрель 1942 года во время налетов на Москву немецкая авиация потеряла 950 самолетов. При этом, до цели удалось долететь лишь 230 немецким бомбардировщикам. Неудача была настолько очевидна для немецкого командования, что в апреле 1942 года лишь два немецких самолета попытались сбросить бомбы на столицу СССР.

Одним из наиболее явных доказательств несостоятельности представления о полном уничтожении советской авиации являются события сентября 1941 года. В то время советские бомбардировщики Ил-4, к удивлению немцев, появились в небе над Берлином
и Пе-8.

В период с июня по ноябрь 1941 года немецкие авиационные части потеряли более пяти тысяч самолетов, причем большая их часть – в ходе боевых действий на Восточном фронте. Полное превосходство в воздушном пространстве было невозможно. К 1941 году германское авиастроение не справлялось с заменой потерь, понесенных на Восточном фронте. Это обстоятельство представляло собой серьезную проблему для Германии, и 17 ноября 1941 года генерал Эрнст Удет, руководивший обеспечением люфтваффе военной техникой, покончил жизнь самоубийством.

Миф №2: Ил-2: чудо-оружие Красной Армии

Штурмовик Ил-2 занимает первое место по числу произведенных экземпляров среди боевых самолетов в мировой истории. Если бы не гражданский самолет Cessna 172, советский штурмовик стал бы самым массовым самолетом в истории. С 1941 по 1945 год было изготовлено 36 тысяч 183 единицы штурмовиков Ил?2. Упоминание Великой Отечественной войны невозможно представить без этой машины. Ил-2 нередко приписывают выдающиеся характеристики – утверждают, что даже сам вид этого самолета вселял страх в немецких солдат, а советские летчики на нем сбивали «Мессершмитты». Все вышесказанное, безусловно, имеет под собой основания, однако мифы об Ил-2 порой воспринимаются слишком дословно.

Ильюшин Ил-2 был поистине выдающимся самолетом для своего времени, и в начале войны у немцев не существовало аналогов. Однако штурмовик Ильюшина не был «непобедимым», как утверждают некоторые, и имел ряд существенных недостатков.

Первые экземпляры Ил-2 представляли собой одноместные самолеты, изначально лишенные оборонительного вооружения. Впоследствии более поздние версии штурмовика были оснащены оборонительным вооружением – одним пулеметом, что являлось недостаточным средством защиты от опытных немецких летчиков-истребителей. Защита бортового стрелка также была крайне слабой, и нередко на позиции второго члена экипажа назначали осужденных. Таким образом, штурмовик был практически беззащитен перед истребителями, и при столкновении с самолетами «Мессершмитт» или «Фокке-Вульф» единственной надеждой летчика оставалась прочность конструкции.

Ил-2, несомненно, отличался высокой выживаемостью, однако это не позволило избежать значительных потерь в личном составе летного состава. Дело в том, что бронирование Ил-2 способно было противостоять пулям, но не защищало от снарядов зенитной артиллерии. Безусловно, большинство самолетов Второй мировой войны не обладали даже таким уровнем защиты, и для них даже одно попадание могло оказаться фатальным. Тем не менее, потери среди летчиков-штурмовиков были значительно выше, чем среди летчиков-истребителей. Ввиду чрезвычайно высокого риска, по некоторым сведениям, в начале войны звание Героя Советского Союза летчику-штурмовику присваивали всего за десять боевых вылетов!

К основным недостаткам Ил-2 относились невысокая скорость и ограниченная боевая нагрузка. Штурмовик был способен нести лишь небольшое количество бомб весом в несколько сотен килограммов и реактивные снаряды, что оказывалось недостаточным для эффективной борьбы с танками вермахта. Более поздние модификации Ил-2 оснастили мощными пушками калибра 23 мм (иногда устанавливались орудия калибра 37 мм), а под крылья добавили кассетные бомбы.

Ил-2, несмотря на имевшиеся у него недостатки, являлся одним из наиболее эффективных штурмовиков времен Второй мировой войны. В 1945 году на его основе был создан Ил-10, который избавился от большей части проблем, свойственных его предшественнику. Идея применения бронированного штурмовика впоследствии неоднократно подтверждалась как верное решение.

Миф №3: Советские истребители уступали немецким

Один из самых распространенных заблуждений о Великой Отечественной войне – утверждение о технологическом превосходстве Германии. Считается, что немецкая военная техника была лучше советской на десятилетие и более. Однако подобное мнение свидетельствует лишь о поверхностном понимании вопроса. Легко опровергнуть представление о превосходстве нацистской военной техники – достаточно ознакомиться с воспоминаниями самих немцев. Если бы у нацистов действительно была принципиально передовая военная техника, блицкриг на Восточном фронте, вероятно, завершился бы победой для них.

Следует сразу отметить, что немецкая авиационная техника, особенно в период начала войны, превосходила советскую по уровню организации производства.

Невероятно трудные обстоятельства, сложившиеся во время войны, стали причиной сложившейся ситуации для советских авиастроителей. Многие заводы были перенесены на восток, и им пришлось создавать производство практически с самого начала. Тем не менее, начиная с 1943 года, советская авиатехника по своим параметрам не проигрывала, а во многих случаях и превосходила немецкие образцы.

В начале войны советским летчикам пришлось осваивать новые истребители, совершенно отличные от тех, на которых они уже имели опыт. В военные части стали поступать новые истребители Як-1 и ЛаГГ-3 – машины, которые имели ряд недоработок, характерных для современной техники. Устранять эти недостатки приходилось непосредственно в ходе боевых действий.

К концу 1942 года советские летчики получили истребитель Ла-5, который демонстрировал значительные возможности. Однако настоящим качественным скачком стали его последующие версии – Ла-5Ф и Ла-5ФН. Эти самолеты были введены в строй в 1943 году. Благодаря мощному вооружению, Ла-5Ф и Ла-5ФН превосходили лучшие немецкие истребители (например, BF 109G?2) по горизонтальной маневренности и достигли с ними сопоставимого уровня в вертикальной. Учитывая, что пилоты люфтваффе часто использовали вертикальные маневры, появление Ла-5Ф/ФН стало для них неожиданностью. С Ла-5 началась летная карьера выдающегося летчика Ивана Кожедуба – самого результативного советского летчика-аса.

Невозможно не упомянуть Як-9 – самый распространенный советский истребитель периода Великой Отечественной войны. За годы производства было выпущено свыше 16 тысяч экземпляров. Разработанный на основе Як-1, он был лишен многих проблем, свойственных предшественнику. Помимо впечатляющих летных характеристик, Як-9 отличался простотой и надежностью. Советские летчики высоко ценили этот самолет, а выдающийся немецкий летчик-ас Герхард Баркхорн назвал Як-9 наилучшим истребителем войны. Значимым этапом в эволюции советских истребителей стала одна из модификаций Як-9 – Як-9Т. Ключевое отличие самолета заключалось в установке мощной пушки НС-37 калибра 37 мм. До появления новой машины на фронте немецкие летчики, уверенные в превосходстве вооружения своих самолетов, часто выбирали лобовые атаки, однако после нескольких столкновений с новыми Яками эта тактика была упразднена.

К 1944 году советские летчики начали эксплуатировать более продвинутые модели истребителей – Ла-7 и Як-3. Обладая значительным преимуществом на небольших и средних высотах, эти самолеты оказали существенное психологическое воздействие на врага. К концу войны немецкие летчики, как известно, старались избегать столкновений с этими машинами.

Немцы часто выделяют применение реактивных машин в конце войны как значимое достоинство германского авиастроения. Безусловно, Германия первой из воюющих сторон внесла реактивные самолеты в боевые действия. Однако, к сожалению для немцев, эти машины обладали рядом серьезных недостатков и нередко представляли угрозу для немецких летчиков.

Me-262, самый распространенный реактивный истребитель люфтваффе, отличался мощным вооружением (четыре пушки калибра 30 мм) и высокой скоростью, но при этом был маломаневренным и требовал сложного технического обслуживания. В течение всего времени эксплуатации самолет испытывал проблемы, которые не удалось полностью решить.

Основной задачей истребителя Me 262 было перехватывание тяжелых бомбардировщиков американской и британской авиации. Благодаря мощному вооружению, этот самолет представлял серьезную угрозу и для советских штурмовиков, однако ему не хватало маневренности для борьбы с истребителями противника. На счет сбитых Me-262 был записан Иван Кожедуб.

Оценка фактической боеспособности реактивных машин оказалась затруднена из-за коллапса немецкой промышленности в конце войны. На конец 1944 – начало 1945 годов объемы производства немецкой техники резко сократились, и реальные характеристики боевых машин не соответствовали запланированным.

Мнение

История советской авиации периода Великой Отечественной войны окружена мифами и заблуждениями, как мы убедились. Чтобы прояснить самые распространенные из них, мы обратились к мнению известного российского историка Алексея Исаева: «Длительность войны обуславливает множество факторов, и многое зависит от социальной принадлежности человека, высказывающего те или иные суждения. В разных социальных группах циркулируют различные мифы, возникающие из-за различий в политических взглядах, объеме знаний и наборе предпочитаемой литературы по данной теме. Одним из объединяющих мифов для разных групп является утверждение о том, что авиация Красной Армии была уничтожена на аэродромах в первые дни войны и не поднималась в небо. Следующий миф, охватывающий весь период войны, заключается в утверждении о большей честности советской системы учета потерь самолетов. Что касается технического превосходства, то в отдельных случаях оно было на стороне немцев, однако не оказало решающего влияния».