Средневековые врачи знали о «эффекте плацебо» и применяли его.

И историки, и врачи нашего времени укоряют лечебные практики из средневековых записей. Что сегодня выглядит как грубая ложь, могло быть для тогдашних специалистов тонким познанием психики больного.

Врач из средневековья с свитком, иллюстрация XIII века.

Хотя слово «плацебо» латинского происхождения, современное значение его появилось не в Средние века. Происхождение слова связано с текстом одной из канонических поминальных молитв — «Я буду радовать Господа на земле живых».

В позднем Ренессансе данное слово появляется в медицине, однако только как средство утешения: французский хирург Амбруаз ПареВрач должен лечить порой, облегчать страдания часто, а утешать – всегда. В этом контексте применялось латинское placebo. К XVIII веку все эти гуманистические размышления завершились, и последним приветствием от врача-утешителя стали пилюли «плацебо», назначение которых было «для общего укрепления». Состояли они в основном из сахарной пудры и муки – как видите, современные гомеопаты ничего нового не придумали.

Карикатура из начала XIX века показывает шарлатана, лечащего металлическими палочками от ревматизма и воспалений. Помощь такому целителю и пациенту основана лишь на эффекте плацебо.

В XIX веке «эффект плацебо» служил предметом медицинского юмора. В середине XX века вышли две работы о положительном воздействии плацебо: одна принадлежит физиологу из Йеля, другая — военному врачу. Обе работы подверглись резкой критике, поскольку авторы не смогли достоверно отличить предполагаемый «эффект плацебо» от других факторов (впрочем, это затруднительно и вне контролируемого эксперимента, который по этическим соображениям часто недопустим в отношении живых людей).

Теперь этот спорный с точки зрения науки вопрос изучают филологи и историки средних веков. Журнал Speculum вышла статьяРебекка Брэкманн из Мемориального университета Линкольна (США) исследовала тексты трёх медицинских трактатов, написанных в Англии в раннем Средневековье: «Лечебная книга Бальда», «Лечебная книга III» и «Древнеанглийский травник» (IX век или чуть позже).

В трактатах приведены рецепты и методы лечения некоторых болезней. Историки считают, что сборники были составлены по заданию короны или крупного землевладельца под влиянием образовательных реформ Альфреда Великого — первого короля единой Англии, правление которого положило конец Темным векам в истории Британии.

Брэкманн заметила, что эти тексты составлены таким образом, чтобы побуждать пациента принимать лекарства или процедуры. В качестве примера она привела описание рецепта с использованием буквицы лекарственной в «Древнеанглийском травнике»: «При болях в желудке возьмите то же растение, весом с две монеты, слегка прокипятите в воде, затем дайте выпить в теплом виде. Боль в желудке уменьшится и успокоится, так что вскоре боли не будет».

Страница из медицинского трактата Бальда.

В большинстве рецептов встречается утверждение о благоприятном исходе. Оно может формулироваться по-разному: «это чудесно ему поможет» или «скоро всё будет хорошо». Автор исследования полагает, что такие периодические упоминания о действенности лекарств и неизбежном хорошем результате лечения имеют своё значение в медицинской литературе.

Современным читателям эти утверждения кажутся излишними. В медицинских текстах предполагается, что средства действуют, иначе зачем их описывать? Тем не менее в древнеанглийских и латинских медицинских текстах неоднократно сообщается, что пациенту скоро станет лучше, либо что мази или напитки — «хорошее лекарство».

Брэкманн считает, что средневековые медики замечали: у пациентов, регулярно разговаривающих с врачом и получающих от него утешение обещаниями скорого выздоровления, лечение проходило успешнее. Врачи убеждали больных в неизбежном исцелении, не оставляя им другого выбора. Чтобы коллеги помнили о важности утешения, подобные формулы включались даже в рецепты лекарств.

Вопрос с «эффектом плацебо» в этих текстах сложный. Можно принять вариант такой наивной психотерапии при манипуляциях, которые все же остаются эффективным лечением, но Брэкманн идёт дальше. Она считает, что некоторые методы лечения, являющиеся полным шарлатанством, — тоже применение «эффекта плацебо». Пациент выполнит то, что ему сказали, веря в успех, и обязательно выздоровеет.

Исследовательница приводит пример такого действия: «От боли в желудке и боли в животе. Когда увидите навозного жука в земле, разбрасывающего грязь, схватите его обеими руками вместе с разлетевшейся грязью, сильно размахивайте руками и скажите три раза: «Remedium facio ad ventris dolorum» («Лекарство от боли в желудке»). Затем бросьте жука через спину на дорогу. Будьте осторожны и не смотрите на него. Когда у человека болит живот или брюшная полость, схватитесь руками за живот; вскоре с ним станет хорошо». С учетом «действенности» такого «лекарства», последнее утверждение звучит сомнительно.