Бронзовые украшения аварского пояса из раннего Средневековья заставили учёных предположить об общей системе верований народов Центральной и Восточной Европы.

Во время раскопок в южной Чехии археологи из Масарикова университета обнаружили необычную бронзовую поясную фурнитуру, возможно, пряжку. На ней мастер выгравировал змею, которая старается проглотить лягушку.
Археологи относят находку к VIII веку нашей эры. Считается, что это изделие из группы аварских поясов, изготовлявшихся в Центральной Европе в VII-VIII веках и являвшимися частью одежды авара.
Авары — кочевники с центральноазиатского региона, прибывшие в Европу в период Великого переселения народов. Не продвинулись глубоко на запад и образовали Аварский каганат, контролировавший большую территорию Центральной и Восточной Европы.

Вчерашняя кочевая держава стала мощным европейским государством. Темных вековАвары ве führten успешные войны против франкского королевства и Византии.
Ремешки из кожи, украшенные отлитыми фигурками или бляшками, часто встречаются среди артефактов Аварского каганата. Различием являлось то, что делали их исключительно из бронзы. Ценность определялась не стоимостью материала (как у серебра и золота), а красотой и изяществом изделия.
Ученые считали подобные пояса признаком элиты. Находки таких изделий в других европейских регионах (за пределами каганата) традиционно считались доказательством господства аваров над окружающими народами, не создавшими государств. В данном случае подарки от состоятельных малоимущим.
Чешские археологи, обнаружившие фурнитуру со сценой взаимоотношений лягушки и змеи, узнали, что около десяти лет назад аналогичные предметы нашли их коллеги. Первый нашел в Чехии (в Богемии), второй — в Венгрии, третий — на востоке Германии.
Ученые считают, что распределение предметов с одинаковым сюжетом не поддаётся объяснению посредством дипломатии или торговли. статье, которая опубликована в Journal of Archaeological Science.

Исследователи установили происхождение меди для всех найденных бронзовых изделий с помощью анализа изотопов свинца в сплаве. Медь использовалась из Словацких Рудных гор.
Ученые установили, что как минимум три из четырех предметов изготовлены в одной мастерской. Предположили, что сцена с змеей и лягушкой выполняет роль объединяющего знака, подобно масонскому кольцу.
Исследователи полагают, что подобные находки изделий с одинаковым сюжетом в разных европейских регионах указывают на существование неизвестного нам языческого культа. Мотив змеи или змея, пожирающего жертву, присутствует в германской, аварской и славянской мифологии. Это понятная и важная идеограмма. Сегодня значение ее остается загадкой, но в раннем Средневековье она связывала духовным образом народы Центральной Европы.
Обратили внимание на то, что славянский и балтийский бог подземного мира, скота и войны Велес/Велняс превращался в змею. Славяне поклонялись также богине Мокоши, отвечавшей за плодородие. В её культе центральное значение имели вода и прядение.
Борьба с драконом или змеем — повторение творческого акта, столкновение двух противостоящих начал, являющееся, по мнению авторов, центральной частью космогонических мифов и мифов о плодородии.
Ученые считают, что в неизвестном культе богиня, выполнявшая функции Мокоши, изображалась лягушкой, а бог, аналогичный Велесу, — змеей. Впрочем, не уточняется, почему акт творения представлен как поедание лягушки змеей, ведь изделие допускает и другие трактовки помимо поедания.
Такой культ мог сближать различные народы, невзирая на политическое единство правящих кругов.