Воины с севера делали украшения из бисера, стеклянные бусины для которого изготавливали из остатков стекла, найденных в развалинах старых храмов. Однако умельцы придавали ему новое звучание, переплавляя древние фрагменты на свой лад.

Учёные из Университета Орхуса исследовали предметы из бисера и инструменты из мастерской по его созданию из собрания музея Юго-Западной Ютландии. работе, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Авторы статьи изучили состав средневековых бусин разных цветов и следовые отложения на тиглях для их производства с помощью электронного микрозондирования и метода лазерной абляции. Эти находки были сделаны во время раскопок двух мастерских в городе Рибе — одном из крупнейших торговых центров эпохи викингов. эмпориями.

Первые археологические находки в Рибе относятся к началу VIII века. Это самый ранний из крупных торговых городов викингов. Работы велись с 1970-х годов, сначала обнаружили плотно застроенный участок (позже нашли место земледельческой общины). Многочисленные артефакты свидетельствуют о том, что археологи обнаружили центр торговли и мастерские, специализировавшиеся на производстве бусин.
Могло показаться, что бусины — лишь незначительные предметы. Люди в разные времена нанизывали на нитки всё, что находилось поблизости, от раковин моллюсков до костей своих сородичей. Количество и качество таких украшений служило средством социального статуса. Но зачем же такие бусы суровым северным воинам?
Находки эпохи викингов показывают, что бисер и бусины различных цветов и размеров пользовались большим спросом. Для женских украшений обычно применяли бисер разных цветов, а для мужских — преимущественно синий и белый.
Мы рассказывалиПроизводство стекла и изделий из него в Римской империи прекратилось после падения Рима.
Пришедшие в Европу варвары в VIII веке не смогли восстановить производство. Тогда использовалось стекло, оставшееся от Античности. Тессеры с мозаик в заброшенных храмах, дворцах и банях извлекались, перевозились на север и продавались в городах-эмпориях, таких как Рибе. Мастера по изготовлению бус переплавляли тессеры в больших сосудах, придавая им форму бусин.

До сих пор археологи считали, что изменения касались только формы, а не цвета. Такой вывод казался разумным: в чем смысл экспериментировать с цветом, если можно подобрать кубик нужного оттенка?
Авторы нового исследования обнаружили, что производство белых бусин было не таким простым. При низкотемпературной переплавке тессер из сусального золота получалось множество пузырьков, создавая непрозрачный белый оттенок.
Исследователи выяснили, что мастера викингов удаляли большую часть сусального золота перед переплавкой. Но небольшое количество золота позволяло получать непрозрачные белые бусинки. По мнению ученых, стеклоделы могли случайно открыть эту технологию и затем широко применять «золотые» тессеры для изменения цвета.
Следы сусального золота нашли не только в белых, но и в синих бусинах тех же мастерских. Химический анализ указывает на то, что их создали из смеси синих и золотых мозаичных кубиков. Результат отличается от предыдущего.
При низкотемпературной переплавке «золотых» кубиков мастера получали непрозрачный, молочно-белый бисер. С синими бусинами добавление сусального золота выполняло обратное действие: они становились прозрачными. Дело в том, что римские синие элементы мозаики содержали высокую концентрацию химических веществ, делавших их непрозрачными. Для мозаики это было подходящим, однако викинги, судя по археологическим находкам, предпочитали прозрачный синий бисер.
Работа указывает, что мастера по изготовлению бисера в более поздний период освоили другие варианты изменения цвета изделий. Они не просто смешивали кубики римской мозаики, а добавляли в расплавленное стекло отдельные красители и получали красные, черные, зеленые и желтые цвета. Для этого, по теории, требовалась достаточно высокая температура.
Находки остатков краски на тиглях мастерских свидетельствуют о том, что сложное окрашивание проводилось непосредственно на месте.