Рогатые головные уборы не были частью культуры викингов

Эти два шлема, украшенные рогами, являются единственным археологическим свидетельством существования мифа о том, что воины Северной Европы в эпоху бронзы носили подобные конструкции на голове.

В течение длительного времени в популярной культуре преобладало убеждение, что викинги использовали шлемы с рогами. Это представление, однако, довольно странное, поскольку шлем по своей сути мало чем отличается от каски. Чем меньше декоративных элементов на нем присутствует, тем безопаснее он для владельца – за исключением, разумеется, церемониальных доспехов. Так откуда же возник этот миф?

Существует довольно смелая гипотеза о том, что представление о рогатых воинах возникло в эпоху христианизации Скандинавии: по мнению некоторых исследователей, для христианских миссионеров, прибывших с юга, жители Северной Европы казались варварами. Эта версия не подтверждается письменными свидетельствами, поэтому далее мы рассмотрим более достоверные примеры.

Вероятно, впервые рогатые шлемы викингов появились в XIX веке на иллюстрациях к «Саге о Фритьофе» Эсайаса Тегнера, а затем — на костюмах персонажей оперы Вагнера «Песнь о Нибелунгах». Художник по костюмам Эмиль Деплер, очевидно, не располагал сведениями о том, как выглядели настоящие шлемы викингов, поскольку археологические исследования Скандинавии в то время находились в зачаточном состоянии.

В 1904 году на востоке Норвегии было обнаружено дубовое судно драккар. Сегодня оно известно как Осебергская ладья. Это боевой корабль, который применяли в качестве погребального. Перед проведением обряда захоронения драккар украсили различными резными изображениями, в частности, с изображением воина в рогатом шлеме. При этом до недавнего времени археологи не обнаруживали ни одного подобного шлема, хотя находок доспехов было достаточно. На основании этих находок можно сделать вывод, что викинги использовали каркасные шлемы — вендельские, затем шпангенхельмы, а впоследствии и простые конические. Рога появились впервые в 1942 году.

Именно в то время датский добытчик торфа обнаружил в болоте фрагменты двух шлемов… с рогами. В тот момент времени находке не уделялось особого внимания, однако после Второй мировой войны она стала источником новой волны образов рогатых викингов. Опасения ученых не вызывали серьезного беспокойства, хотя их позиция была сформулирована недостаточно четко. Причина заключалась в том, что исследователи определяли возраст шлемов, исходя из их внешнего вида (что не является самым точным методом датировки), и относили их к бронзовому веку. Разве это не впечатляет?

В ходе дополнительного исследования, результаты которого представлены в, ученые из университета Орхуса (Дания) получили новые сведения работе, опубликованной в журнале Praehistorische Zeitschrift. В процессе фотографирования артефактов в 2019 году, одна из сотрудниц исследовательской группы обнаружила следы березового дегтя на одном из рогов. Это позволило провести датировку с использованием метода радиоуглеродного анализа, который на данный момент признается достаточно точным. Полученные данные указывают на то, что шлем был помещен в болото около 900 года до нашей эры, что значительно предшествует эпохе викингов.

Исследователи также установили связь между шлемами и артефактами, найденными в юго-восточной Иберии и на Сардинии: это изображения и фигурки людей, украшенные аналогичными изогнутыми рогами на головных уборах. Полученные данные позволяют датировать шлемы поздним бронзовым веком в Северной Европе, периодом, когда торговля металлами и другими товарами была широко распространена, а культура местных племен испытывала воздействие иностранных идей.

Существует предположение, что распространение рогатых изображений в Скандинавии могло произойти по морскому пути из Средиземноморья и вдоль Атлантического побережья, который использовали финикийские мореплаватели для торговли, примерно в 1000 году до нашей эры. Это могло произойти независимо от развития трансальпийских торговых связей.

Не обнаружено свидетельств использования шлемов воинами в эпоху, предшествующую викингам: на них отсутствуют повреждения, свойственные боевым доспехам. Ученые полагают, что вожди могли использовать шлемы как атрибут власти в период усиления политической централизации в регионе.

«Существует немало свидетельств этого, и наша новая датировка шлемов прекрасно согласуется с представлением о централизации и значимости политического руководства, — отметила ведущий автор исследования Хелле Вандкильде (Helle Vandkilde). — И эти лидеры должны были использовать религиозные убеждения и новые элементы, даже такие, как рога, чтобы укрепить свою власть». Политика, подкрепленная рогами, — действительно новаторский подход.