Убранство пола богатой усадьбы жителя Галикарнаса доказывает экономическую процветание Малой Азии в эпоху позднего античного мира.

Город Галикарнас (ныне Бодрум) на побережье Малой Азии греки основали в VIII веке до нашей эры. В середине IV века до нашей эры там возвели гробницу сатрапа Мавсола, ставшую одним из семи античных чудес света. Слово «мавзолей» первоначально относилось только к этому памятнику, лишь потом стало нарицательным и вошло во многие языки.
Это время признают золотым веком Галикарнаса, за которым последовал период упадка в культуре, экономике и политике. Главной причиной служит разграбление города Александром Македонским при взятии персидского царства.
Сейчас есть убедительные археологические находки, указывающие на рост экономической деятельности города в позднюю Античность. Возможно, это ещё один золотой век в истории древнего Галикарнаса.

Международная группа учёных под руководством Кааре Лунда Расмуссена из Университета Южной Дании провела исследование фрагментов мозаики богатой виллы, возведенной около середины V века нашей эры в Галикарнасе. Результаты исследования представлены в… статье, опубликованной в журнале Heritage Science.
На руинах Галикарнаса, где сейчас расположен турецкий город-курорт Бодрум, археологи сталкиваются с трудностями при проведении раскопок. В конце XIX века на этом месте обнаружили крупное домовладение с рядом построек и двумя внутренними дворами. Многочисленные комнаты украшали мозаичные полы с геометрическими узорами, мифологическими фигурами и сценами из греческой мифологии: например, похищение Европы Зевсом или рождение Афродиты из морской пены. На тех же мозаиках были изображены сцены из сочинений Вергилия. Благодаря надписям выяснилось, что владельцем виллы был Харидемос.

В середине V века Рим, Античность переживали закат, начиналась эпоха раннего Византии. Мозаичные полы считались предметом роскоши: дорогостоящие материалы, прежде всего мрамор разных оттенков, привозили из далеких месторождений. Керамику и стекло в основном импортировали из других провинций.
В ходе исследования использовались 19 плиток из мозаики на полу виллы. Семь из них были стеклянными и имели цвета — фиолетовый, жёлтый, красный и тёмно-красный.
Масс-спектрометрия позволила учёным отличить египетское стекло от стекла ближневосточного производства и выяснить, какие элементы использовались мастерами для окрашивания тессера.
Помимо этого, оказалось, что шесть из семи стеклянных тессер созданы из использованных ранее стеклянных предметов — это переработка отходов. В Римской империи с рециклингом, который современники пытаются наладить с переменным успехом, все было хорошо. Осколки разбитого стекла не выбрасывали, а сдавали в специальные пункты приема.

Чаще всего такие пункты располагались рядом с заводами по производству стекла: осколки переплавляли и создавали новые изделия. Цветное стекло пользовалось огромным спросом, у стеклодувов было множество пигментов. И часто переработанное стекло окрашивали в иной цвет. Изделия из вторичного сырья стоили дешевле изделий из нового материала и были доступны малоимущим людям.
Кажущееся странным использованием вторсырья при украшении виллы богатого византийца не вызывает удивления.
Сомкнувшееся могущество Римской империи повлекло за собой закрытие или изменение торговых путей, что может быть причиной недостатка товаров во многих регионах — например, сырья для производства стекла в Анатолии. Конечно, сложно делать выводы на основе семи стеклянных мозаичных тессер, но новые данные хорошо согласуются с картиной Галикарнаса в поздней Античности.
Хотя мозаику создавали из вторичного сырья, само её существование, равно как и размеры виллы Харидемоса, красноречиво говорят о благополучном для поздней Античности состоянии этого города. Необходимо учитывать, что в Византии экономическая активность к тому времени снизилась до критической точки, сказавшееся на ремеслах.