Развитие обществ до Колумба не определяло сложность их коммуникаций.

Мнение о том, что с ростом населения и цивилизации усложняется информационное взаимодействие, может оказаться неполным.

Дрезденский кодекс — одна из четырёх рукописных книг майя, сохранившихся до настоящего времени.

Гэри Фейнман из Филдовского музея естественной истории в Чикаго и Дэвид Карбайо из Бостонского университета проанализировали большой массив письменных и других свидетельств обмена информацией в Мезоамерике на протяжении 3000 лет до прихода туда испанцев. Свои выводы представили в… работе, опубликованной в Journal of Social Computing.

Мезоамерику часто путают с Центральной Америкой, хотя понятия не совсем идентичны. В середине прошлого века немецкий антрополог Пауль Кирхгофф предложил термин «Мезоамерика», обозначая им территории Центральной Америки, где располагались высокоразвитые государства. Границы этих земель трудно установить точно: в разные времена они изменялись, завися от экспансии государств. Около центральной Мексики до Никарагуа находится область, которую можно считать Мезоамерикой.

На карте Мезоамерики обозначены поселения, археологические находки из которых изучались.

Учёные выбрали для исследования именно этот регион из-за его изоляции от Евразии на протяжении примерно трёх тысяч лет – с 1500 года до нашей эры по 1520 год нашей эры. Это одно из немногих мест в мире, где системы письма и коммуникаций развивались независимо от других, но при этом могли заимствовать элементы у соседних групп с похожими культурными и религиозными традициями, несмотря на различие в принципах управления государствами.

Фейнман и Карбайо исследовали связь размеров общества с десятью коммуникационными практиками (размен личной информацией, государственная передача информации, пропаганда и др.) в 30 населённых пунктах, затем в шести региональных областях и наконец в всей Мезоамерике.

Анализ сообщений из 30 мезоамериканских городов показал, что связь между наличием и использованием средств передачи информации, включая письменность, и численностью населения не является прямой. С ростом числа жителей вероятность появления более сложных систем коммуникации не всегда возрастала. Другой фактор – социально-политическая организация общества – показал похожее на линейную связь.

Обмен и передача информации зависели от организации людей, характера связей между правящей элитой и населением, между руководителями и верующими в них.

В районах с властью автократов и королей государственное информирование было сложное, преимущественно же восхваляло достоинства властителей перед членами элиты и влиятельными лицами, а не всем населением.

В таких сообществах сложные коммуникационные системы, включая письменность, применялись для создания памятных стел, повествующих о деяниях местных лидеров. Авторы считают, что у большинства людей был низкий уровень грамотности, и власти считали нецелесообразным тратить на это ресурсы.

Каменное изделие из Теотиуакана с резьбой символа.

В регионах с распределенной властью информационные средства чаще всего были проще, но всё же существовали, например, годовые календари, связанные сельскохозяйственными, ритуальными и торговыми циклами.

Результаты работы таковы: чем более деспотична и авторитарна власть, тем меньше интересует её простой народ, а чем ближе власть к принципам коллективного управления, тем охотнее она находит общий язык с населением.

Работа утверждает: пятьдесят лет назад большинство учёных полагали, что все политические единицы досоциальной эпохи, особенно за пределами Европы, управлялись деспотично с прямым вмешательством в экономику. Сейчас доказано, что эта модель не соответствует действительности во многих исторических случаях, а некоторые мезоамериканские государства могут быть весьма информативны в отношении того, как поддерживалось устойчивое управление без большой концентрации богатства и власти.