Раковины из экваториальных стран служили талисманом для сибирских шаманов.

В Южной и Западной Сибири древнее средство оплаты пользовалось такой популярностью, что его стали подделывать.

Раковины стали денежным средством во время правления династии Шан в Китае из-за того, что добывались преимущественно на Мальдивах.

В середине XX века археологи обнаружили 14 ракушек каури в пяти погребениях XVI века могильника Пачанга на Оби. Эти захоронения принадлежали селькупам — коренному народу севера Западной Сибири. Учёные предположили, что ракушки использовались как украшения по их расположению преимущественно в районе головы (реже — груди).

В журнале «Теория и практика археологических исследований» опубликована статьяВ работе археолога Юрия Ожередова систематизированы данные о распространении раковин каури в Западной и Южной Сибири.

Каури (CypraeaУстрицы — морские моллюски. Раковины этих моллюсков по современным представлениям стали первыми монетами. В Китае их начали использовать не позднее правления династии Шан (1554-1046 годы до нашей эры). Ученые полагают, что причиной такого выбора стало то, что этот моллюск водится в морях, расположенных на большом расстоянии от земель, которые контролировала династия Шан. Одним из основных источников раковин этого типа… Monetaria moneta) были Мальдивские острова.

Каури в этнографии / ©Ожередов Ю.И.

Раковины из Китая распространены по всему миру: от Средней Азии до Заполярья, от Дальнего Востока до Новгорода и Пскова. Их обнаруживают в погребениях хунну, скифов и курганах славян. В Азербайджане ракушки использовались как платежное средство в XVIII веке.

В ходе расширения археологических работ в Сибири раковины находили все чаще и относились к разным временным периодам: самые ранние — к бронзовому веку, поздние — к XIX-XX векам. Чем дальше на север — тем меньше находок, что объяснимо.

Точное время появления раковин в быту селькупов неизвестно. В конце XVI — начале XVII века данный народ распался на две группы: северную и южную, также известную как нарымскую.

Нарымские селькупы в ранние времена переняли русскую культуру и предметы быта, заменив традиционные на импортные русские. Первые находки каури на Руси относятся к XII веку. Влияние русской культуры на селькупское общество началось до появления первых собирателей этнографических коллекций. Изменения коснулись прежде всего одежды, которая по археологическим данным служила главным местом для использования каури. Но это не означает, что в период изучения этнографии селькупы полностью отказались от каури.

Этнографические образцы каури на Северо-Западе Сибири характерны для традиционной культуры манси и хантов. Возможно, это относится и к другим этносам региона: например, самодийцам-ненцам и селькупам. В прошлом каури были известны васюганским хантам, которые жили рядом с селькупами и даже имели с ними брачные связи.

Чем дальше раковины морских моллюсков удалялись от моря, тем ценнее они становились. Вероятно, использование раковин объяснялось ритуальными практиками. Практически до советской эпохи раковины каури пользовались огромной популярностью у шаманов сибирских тюрок. Этнографы отмечают, что у многих народов Сибири ракушки на нити, свободно раскачивающиеся, играли роль оберегов: сухой треск отпугивал злых духов.

Каменные имитации каури / ©Ожередов Ю.И.

Желание отпугивать зло было общее, а настоящих раковин недостаточно. Тогда стали подделывать их. Из камня вытачивали и из бронзы отливали. Имитация была заметна, то есть обмануть она никого не могла. Как кристаллы Swarovski своего времени: красивые, дорогие, но всё же не бриллианты — ни по цене, ни по качеству.

На основе расположения находок в селькупских могилах каури использовались подобно западным и южным соседям: вплетали их в волосы, включали в колье, носили на головных уборах и верхней одежде.

Юрий Ожередов заключает, что селькупы, несмотря на сильное влияние русского языка, чётко выделились в составе сибирских народов позднего средневековья, получавших южный импорт. Ношение оберегов из раковин каури в одних и тех же местах указывает на схожее представление о силе этих предметов и их магических возможностях. Представители этих народов ясно имели единое понимание вещей, способов их использования и, главное, осмысления, то есть обладали определённым единством сакрального уровня восприятия окружающего мира.