Возникла версия о гибели экипажа подводной лодки, предпринявшей первую атаку.

Вечером 7 февраля 1864 года шлюп «Хаузатоник», осуществлявший блокаду Чарльстона, находился на якоре. Гражданская война бушевала в Северной Америке. В 8:45 впередсмотрящий Роберт Флеминг обнаружил приближающийся к кораблю объект на расстоянии около 100 метров от его бортовой линии. Вскоре последовал взрыв.

Шлюп подвергся нападению со стороны подводной лодки, созданной конфедератами при участии инженера Хораса Ханли. В результате взрыва «Хаузатоник» затонул, погибли два офицера и три матроса. Судьба подлодки сложилась столь же трагично — довольно долго она числилась пропавшей вез вести. И только в следующем веке водолазы выяснили, что подлодку затянуло в пробоину, там она и осталась со всем экипажем.

Подводное судно, созданное инженером Ханли по заказу Юга во время гражданской войны, должно было позволить прорывать морскую блокаду гаваней. Следует отметить, что он не был первопроходцем в этой области — за 90 лет до него субмарину построил школьный учитель Дэвид Бушнелл с той же целью. Тогда американские порты блокировали англичане.

Подлодка Бушнелла, изготовленная из дерева, имела вид бочки с гребным винтом, который приводился в движение усилиями человека, находящегося внутри. В качестве вооружения она несла мину, предназначенную для скрытной установки на подводную часть корпуса вражеского судна. Атаки на противника осуществлялись дважды. В ходе первой попытки сержант Эзра Ли не смог проделать отверстие в медной обшивке цели. Во время повторной атаки англичане засекли противника и уничтожили его.

Лодка Ханли, построенная спустя столетие, имела сигарообразную форму, внутри которой члены экипажа, скручившись, приводили в движение гребной вал. Командир, управляющий подлодкой, использовал руль для определения направления движения. Издалека она напоминала современную подводную лодку, даже имела подобие рубки, хотя и очень низкой – в ней помещалась голова командира, позволявшая ему наблюдать за окружающей обстановкой. Если люк не был закрыт, то суденышко с минимальным запасом плавучести было уязвимо перед любой высокой волной.

В ходе испытаний субмарина Ханли тонула дважды, оба раза — со всем экипажем, а в первый раз — с автором проекта. И оба раза ее поднимали, хоронили погибших и чинили повреждения. К моменту, когда подводная лодка отправилась в свой первый (и последний) боевой поход, ни у кого вокруг не могло быть никаких иллюзий относительно шансов экипажа на выживание. Тем не менее вращать гребной вал уселись семеро добровольцев. Командовал лодкой лейтенант Джордж Диксон.

Оружием подлодки была шестовая мина — металлический цилиндр, содержащий взрывчатку и закрепленный на длинной штанге, выступающей за пределы корпуса. Именно этот элемент был подорван вечером 7 февраля.

Подлодку поднимали со дна впервые за три года только в 2000 году. Стало известно, что все члены экипажа погибли на своих рабочих местах. Остался нерешенным вопрос о том, почему они не предприняли попыток спасти судно или хотя бы собственную жизнь.

Субмарина Ханли сегодня. / © history.com

Ответить на него попыталась Рэйчел Лэнс из Университета Дьюка провела исследование, построив масштабную модель подлодки, спустив ее на воду и изучив воздействие подводных взрывов. В результате проведенных исследований она предположила, что все подводники погибли незамедлительно в результате взрыва собственной мины. Ударная волна привела к повреждению тканей легких и мозга. Именно это и объясняет, что моряки не сдвинулись с места. Проверить данное заключение в настоящее время, скорее всего, невозможно — у останков, которые провели в воде полтора века, разумеется, не сохранились мягкие ткани.

Лодка Ханли, используя шестовую мину для атаки противника, была единственной субмариной, применившей подобную тактику. Неудивительно, что результаты такой атаки оказались непредсказуемыми.