Подземный город христиан обнаружен в Анатолии.

В результате раскопок, которые стартовали у небольшой пещеры в турецком городе на юго-востоке страны, обнаружили что-то необычное.

Под этими улицами существует другой город.

Два года назад в городе Мидьят турецкой провинции Мардин начались археологические работы по проекту очистки и сохранения исторических улиц и зданий. Поблизости от дома археологи обнаружили пещеру, во время осмотра которой выяснилосьПещера соединена с другими местоми коридорными проходами.

Мидьят — очень старый город. Известно, что в IX веке до нашей эры его захватил ассирийский царь. Ашшурнацирапал IIИмеется мнение, что закладка города могла состояться еще в третьем тысячелетии до нашей эры — в эпоху появления в этих краях. хурриты, позже основавшие государство Митанни.

Возможно, первые христиане лишь обустроили уже имеющиеся пещеры.

Город столетиями принадлежал ассирийцам, разве что изредка его захватывали другие. В 1 веке до н.э., например, земли неподалеку… завоеваныТиграном II земли вошли в состав Великой Армении. Впоследствии, при императоре Траяне, регион был признан римской провинцией Ассирии.

С 150 года до н.э. по 250 год н.э. Мидьят находился под властью Эдесского царства. При распространении христианства в Малой Азии ассирийцы Мидьята приняли новую религию весьма стремительно. Эта земля — родина… Сиро-персидской христианской церкви (Ассирийская церковь Востока).

Археологи считают, что жители Мидьята в наше время были осведомлены о наличии пещер по всему городу, однако не обращали на это внимания из-за недостаточного представления об объёме подземных сооружений.

Источники утверждают, что название Мидьят происходит от ассирийского слова, означающего «Город пещер». Такое слово встречается в надписях IX века до нашей эры. Ученые полагают, что пещеры под городом всегда существовали, но стали жильем примерно 1900 лет назад — во времена римских гонений на первых христиан.

Во время раскопок подземного города обнаружили алтари, помещения, явно служившие для культовых обрядов, склады с продовольствием, колодцы с водой и проходы с коридорами. Археологи также нашли в разных частях города множество артефактов, относящихся ко II и III векам нашей эры.

Уже не один год ведутся раскопки, однако изучено пока немного из подземного города.

В Малой Азии обнаружены подземные города; самыми известными являются — Деринкую и НевшехирВ Каппадокии. Первый открыли и использовали тысячелетия назад, а второй учёные относят к периоду не раньше ранневизантийского.

Руководитель раскопок Гани Таркан считает, что Мидьят отличается от других подземных городов непрерывным использованием почти на протяжении 1900 лет. По его мнению, изначально его возвели в качестве убежища или места для побега. Как известно, во II веке христианство не было официальной религией. Семьи и группы, принявшие христианство, часто укрывались в пещерах, спасаясь от преследований Рима, или строили подземные города.

Таркан предполагает, что численность населения города могла достигать 60-70 тысяч человек. С этим утверждением стоит быть осторожным до завершения раскопок и анализа всех артефактов.

Почему подземелья продолжали заселяться в течение веков после прекращения преследований со стороны Римской империи? Ответ на этот вопрос найти нелегко, однако можно сформулировать гипотезу.

С принятия христианства ассирийцами Мидьят стал важным центром этой религии на Ближнем Востоке. В городе долгое время проживали преимущественно ассирийцы, но постепенно сюда начали селиться армяне и греки, также принявшие христианство. В III веке нашей эры Эдесское царство Сасанидами (правящая династия Ирана) было завоевано и вошло в состав их империи. Власти последней не благоволили ни к ассирийцам, ни к христианам.

Последующие века принесли столкновения между Сасанидами и Византией, Византией и арабами. В XI веке эти земли покорили турки-сельджуки. Несмотря на то что официальной религией стал ислам, в Мидьяте проживало немало христиан, преимущественно ассирийцы и армяне.

В XVI веке Селим I, девятый султан Османской империи, осадил и взял Мидьят. На земли древней Ассирии переселялись мусульмане, в том числе курды. Время от времени они предпринимали попытки того, что сейчас назвали бы этническими чистками. Но тогда они старались пограбить наиболее зажиточных горожан, которые в основном были, как уже было сказано, ассирийцами и армянами.

Власти не допускали подобных разграблений перейти определенную черту до 1915 года, когда Османская империя начала планомерно уничтожать на своей территории ассирийцев и армян. Геноцид этих народов, который Турция до сих пор не признает, возможно, послужил причиной тому, что подземный город больше не использовался как убежище во время курдских грабежей — прятаться там стало незачем.