Подводные археологи обнаружили руины судна без остатка корпуса

В Восточном Средиземноморье обнаружены следы, возможно, самого древнего затонувшего торгового судна по предположению польских учёных.

Археологи из Польши исследовали остатки судна, затонувшего в бронзовом веке.

흔히 우리는 해難사고의 흔적을 생각하면, 가라앉은 배의 파편이 떠오르는데요. 최근에는 해난 사건의 신호가 있지만 배의 부분이 없는 경우가 증가하고 있습니다. 바로 그런 종류의 해难사고 исследовалиУчёные из Центра подводной археологии Университета Николая Коперника в Торуне.

Власти Турции сообщили о находке странных медных слитков в заливе Анталья местными рыбаками. Это событие заинтересовало множество дайверов из разных стран. Медные слитки считаются веским доказательством древнего кораблекрушения, подобного Улубурунскому кораблю.

В настоящее время археологи занимаются картографированием дна водоема и фиксируют места находок груза.

Улубурунским называют финикийский корабль, затонувший у мыса Улубурун в Восточном Средиземноморье в конце XIV века до нашей эры. В 1982 году его обнаружили ныряльщики, и в течение 11 сезонов место кораблекрушения изучали подводные археологи. Собрали груз, который перевозили финикийские торговцы. Основную его часть составляли медные слитки: их было около 10 тонн.

Польские учёные предполагают, что крушение судна в заливе Анталья случилось за несколько веков до трагедии у мыса Улубурун. Однако отсутствие даже одного фрагмента корабля оставляет их датировку условной.

Установление факта крушения судна подтвердилось составленной картой расположения на дне залива медных слитков: сверху слитки лежали вместе, за прошедшие века их минимально разнесло течением и штормами. Вес одного слитка — примерно 20 килограммов. На данный момент археологи подняли 30 штук, многие ещё находятся под грунтом.

Подводные и наземные археологи часто сталкиваются с проблемой деградации органических материалов. Дерево, которое не укрылось донными отложениями быстрого захоронения, успевают съесть морские организмы. Теплые соленые воды Средиземного моря создают более благоприятную среду для их жизни, чем холодные воды Балтийского моря, где деревянные фрагменты встречаются чаще, но не такие древние.

Исследователи полагают, что судно затонуло из-за столкновения с подводными скалами у входа в залив. Это место признано опасным для навигации. Разброс груза вероятнее всего указывает на стремительное затопление.

С seabed затонувшего судна археологи извлекли тридцать слитков. Общий вес находки пока не определён.

Работа польских археологов направлена на документацию и анализ древних морских путей и судов, затонувших задолго до наших дней.

Первоначальное исследование меди показало высокую степень загрязнения. В ней выявлено не менее десяти процентов примесей железа, что отличает ее от более чистого материала, обнаруженного на других старинных затонувших судах, таких как Улубурунский. Специалисты полагают это косвенным указанием большей древности находки.

Археологи полагают, что существует больше затонувших судов позднего бронзового века из-за огромных объемов торговли медью в то время. Медные руды добывали только в нескольких местах Средиземноморья, а спрос на них был очень высоким. В Центральной Европе металлургическое производство зависело от контактов с регионами добычи на Анатолии, Балканах, Кавказе и Карпатах. Для Восточного Средиземноморья главным поставщиком этого сырья был Кипр. Микенская, минойская цивилизации и Египет нуждались в большом количестве меди. В результате масштабы контактов были огромными, а значит, чем больше кораблей плавало, тем больше тонуло.

Предварительная датировка вызывает сомнения. На месте кораблекрушения обнаружены сосуды, которые исследователи назвали артефактами микенской цивилизации. Однако 3600 лет назад эта цивилизация не обладала достаточным уровнем развития для того, чтобы ее изделия стали предметами торговли. В то время в этом регионе господствовала минойская цивилизация, которая позже вела войны с микенской.

Вызывает также вопрос и утверждение из пресс-релиза Университета Николая Коперника о том, что это кораблекрушение является самым древним: до этого… рассказывалиПодобная трагедия произошла в эпоху неолита возле острова Капри. С точной датой не все ясно, но тип груза — обсидиан — свидетельствует о каменном веке.